Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Тема родины н народа в поэме «Мертвые души»

Сочинение: Тема родины н народа в поэме «Мертвые души»

Сочинение: Тема родины н народа в поэме «Мертвые души»Работу над поэмой «Мертвые души» Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначаль­ное желание Гоголя «...показать хотя бы с одного боку всю Русь» постепенно перерастает в замысел «сочинения полного», «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». По­зднее, уже после публикации поэмы, Гоголь напишет: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколе­ние к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоя­щей мерзости». По словам Герцена, "Мертвые души" потрясли всю Россию».

В «Мертвых душах» дана широкая и правдивая картина русской жизни 20—-30-х годов XIX века. Губернский город, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, поме­щичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках «мертвых душ», крепостная деревня, столица с ее министрами и генера­лами — таков социальный фон поэмы.

Всем своим содержанием поэма отрицала безобразный, под­лый мир «мертвых душ» — жадных стяжателей, крепостников и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом.

Миру «мертвых душ» противостоит в поэме лирический об­раз народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и вос­хищением. Как только он переходит от помещиков и чиновни­ков, от болтунов и оскотинившихся скопидомов к людям из на­рода, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России — резко меняется сам тон авторской речи. В ней появ­ляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, не­поддельное лирическое воодушевление.
[sms]
В поэме «Мертвые души» Гоголь выступил как патриот, в котором жила неотразимая вера в будущее, где не будет ни­каких маниловых и ноздревых, собакевичей и Плюшкиных. Пи­сатель выразил глубокую надежду на то, что Россия поднимет­ся к величию и славе.

Тема народа проходит через все главы поэмы, в которых пи­сатель срывает маски с представителей паразитического дво­рянского класса. Трагическая судьба закрепощенного народа особенно сильно чувствуется в образах крепостных людей. Н. В. Гоголь говорит о том отупении и одичании, которое несет рабство человеку. В этом свете и надо рассматривать образы дяди Митяя, девчонки Пелагеи, не умевшей отличать, где пра­во, где лево, плюшкинских Прошки и Мавры, забитых до край­ней степени. Социальная подавленность и приниженность оста­вили свой отпечаток на Селифане и Петрушке. Последний да­же имел благородное побуждение к чтению книг, но его больше привлекало не то, о чем читал он, а сам процесс чтения, что вот-де из букв «вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит».
За страшным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением гово­рится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокий смысл имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах в седьмой главе поэмы.

Образ Родины Гоголь изобразил реально, но с гневом. Запу­щенные деревни, унылый быт, крепостное право не увеличива­ли достоинства России, не возвеличивали ее, а тянули в про­шлое. Гоголь в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главенствующая роль в мировом развитии.

«Мертвые души» — это энциклопедия жизни крепостной Руси. Белинский писал: «Гоголь первый взглянул смело и пря­мо на русскую действительность». Что же несут эти дворяне — хозяева жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей — выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, то что бы мы знали о жизни русского народа в XIX веке? Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать «темные стороны» русского общества.

Поэма звучит оптимистически. Вера в свой народ, в его грандиозные силы, вера в Россию с ее неповторимостью и само­бытностью питали все творчество Гоголя. Вслед за великим по­этом Гоголь может смело сказать: «Я Родину люблю!»

Сейчас в нашей стране идут большие перемены, заново пе­реосмысливаются человеческие ценности, но идеи Гоголя-про­рока современны и сейчас. Чернышевский писал: «Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России»; Высоко поэму оценил Герцен. В произведении видна прекрасная душа автора, его бесконечная тоска по идеалу, грустная прелесть воспоминаний о прошедшей жизни, ощущение будущего величия России.[/sms]
21 ноя 2007, 16:02
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.