Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 11 класс » Сочинение: Эксперименты профессора Преображенского (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Сочинение: Эксперименты профессора Преображенского (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Сочинение: Эксперименты профессора Преображенского (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)В последнее время очень остро встает вопрос об ответственнос­ти каждогочеловека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные экспери­менты над природой привели к экологической катастрофе. Резуль­таты непродуманных социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. Об одном биосоциальном эксперименте идет речь в повести М. Булгакова «Собачье сердце».
 
Чисто научное любопыт­ство профессора Преображенского, пересадившего собаке гипофиз человека, приводит к появлению на свет необычного существа — Полиграфа Полиграфовича Шарикова. А масштабный экспери­мент, производимый в это время в стране, неожиданно показывает, что новое общество — это как раз то, что надо таким монстрам, как Шариков!

Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и беспутного пьяницы, Шариков рождается с одним чувством—ненавистью ктем, кто его обижал. И чувство это как-то сразу попадает в общий тон клас­совой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает пере­писку Маркса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распреде­ление квартир силами домового комитета), ненависти необразован­ных к интеллигенции. Получается, что весь новый мир построен на ненависти кстарому. Ведь для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили ки­пятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него даже есть духовный наставник—председатель домкома Швондер.
[sms]
Шариков подходит Швондеру—у него низкое социальное про­исхождение и пустое сознание. И карьера Шарикова поистине уди­вительна — от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Ну, кошки еще понятно — пережиток про­шлого. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему полностью чужда благодарность. Наоборот, он мстит тем, кто знает о его прошлом. Он мстит себе подобным, что­бы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий харак­терно для представителей так называемого нового мира. Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следую­щей жертвой будет он сам.

Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедли­вость сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Ша-рикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день ши­карно обедающий, думает о голодных нищих и социальной спра­ведливости?

Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании — это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что-либо для всех, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха — в головах». Каждый перестает делать дело, а занима­ется только борьбой, урыванием куска. Почему после революции надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы в передних? Люди сами творят разруху и шариковщину.
 
В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою раб­скую сущность. Только вместо угодливости и покорности к выше­стоящим у них появляется та же холуйокая жестокость к зависи­мым от них людям и таким же, как они. Власть шариковы полу­чили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны.

В повести Булгакова профессор Преображенский сам исправ­ляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Прекрас­ная собака Шарик не помнит, что была уполномоченным Шарико­вым и уничтожала бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. По­этому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов. И поэтому новые Преображенские должны хорошо представлять себе, что именно получится из их открытий, к чему приведет их равнодушие. В жиз­ни за ошибки приходится платить слишком большую цену. Ведь даже обратное перевоплощение Шарика не снимает проблему в целом: как изменить мир, где все дороги открыты шариковым и швондерам.[/sms]
12 ноя 2007, 16:40
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.