Последние новости
26 фев 2017, 20:48
Иракские силы безопасности освободили от боевиков террористической группировки "Исламское...
Поиск



Этапы развития науки

Этапы развития наукиПериодизация развития науки основывается на допущении сохранения ее существенных признаков, непрерывности изменения ее содержания, исключающего провалы, пустоты в содержании науки либо полное замещение предшедствующего содержания последующим, т.е. полный возврат к началу.

Иначе говоря, периодизация опирается на накопительную модель развития науки, а не соперничающие с нею парадигмальную (Т. Кун), программно-исследовательскую (И. Лакатос) или анархистскую (П. Фейерабенд) модели. Кроме того, нельзя упускать из виду, что накопительная модель развития науки подразумевает европоцентризм. Избрав накопительную модель развития науки, можно устанавливать ее периодизацию в зависимости от смены состояний ее внутренних или внешних факторов.

Выбор факторов совершается субъектом, но сами факторы существуют до и независимо от выбора. Внешними факторами развития науки служат география ее существования, историческое время (представленное эпохами, культурами, мировозрениями, общественно-экономическими формациями, способами производства, социально-политическими системами и т.п.) и биография ее создателей.

Связь состояний науки с такими внешними факторами позволяет выделять в качестве этапов, или периодов, развития определенных видов науки, например, восточную, арабскую и европейскую медицину, теорию полета ракет России, Германии и США, механику Древнего мира, эпохи Возрождения и Нового времени, логику мышления первобытной, индийской, греко-римской и европейской культур, науку рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций, космологию язычества, христианства и современного научного мировоззрения, науку деспотических, тоталитарных, либеральных и демократических социально-политических систем, геометрию Эвкли-да, Лобачевского и Римана, физику Аристотеля, Галилея - Ньютона, Пуанкаре - Эйнштейна и Бора, Планка, Гейзенберга, Шредингера и т.д. Множеству внешних факторов соответствует множество периодизаций развития науки в целом или ее частей, и каждому периоду свойственны отличительные черты состояния науки.

Скажем, механика Древнего мира была элементарной статикой твердых и жидких тел, представленной правилами Архимеда; механика эпохи Возрождения - развитой статикой, началами кинематики (законы Кеплера и Галилея) и динамики (преобразования Галилея); механика Нового времени - теориями статики, кинематики и динамики (олицетворенными Ферма, Торричелли, Ньютоном и др.).

Или, к примеру, геометрия Эвклида отличается наглядностью обыденного опыта, избытком аксиом, соединением логики и усмотрений из построений в доказательствах; геометрия Лобачевского - подчеркнутой предположительностью аксиомы о параллельных, зависимостью построений от принятой аксиомы, лишенной наглядности обыденного опыта, и вынесением геометрии на суд научного опыта; обобщенная геометрия Римана - универсализмом определения начал геометрии (например, единичного отрезка метрической геометрии), допускающим возможность создания необозримого многообразия метрических геометрий.

Внутренними факторами развития науки служат изменения элементов самой науки: эмпирических данных, законов, принципов и философских предпосылок. Эмпирические данные начала научного познания в каждой области ограничены и обеспечивают описательный уровень научного знания. Поэтому первому этапу развития науки на основе эмпирии свойственны бедность эмпирической опоры, связанная с поверхностным и ограниченным практическим освоением мира, описательность знания разрозненных областей мира и умозрительность объяснений, причем умозрительность считалась высшим достоинством знания.

Хронологически это отражено наукой Древнего мира и Средневековья. Практика эпохи Возрождения и Нового времени расширила эмпирию науки и обусловила растущий спрос на эмпирические данные науки (предсказания, следствия), придав опыту решающую роль в ограничении научных умозрений. Новая роль опыта была зафиксирована в философии позитивизма О. Конта и его последователей, провозгласившей: воображение должно быть поставлено под контроль наблюдения в опыте. Это второй этап развития науки на основе эмпирии. К настоящему, третьему этапу развития науки эмпирия, сохраняя свою роль конечного средства контроля научного воображения, приобрела опосредованный теоретическими толкованиями характер.

Периодизация развития науки возможна в зависимости от смены господствующих в ней законов, различающихся по степени и видам математизации, эмпирической значимости и степени универсальности (широте охвата явлений). Первому этапу, началу науки соответствуют сугубо описательные и узко эмпирические законы с элементарной математизацией. Таковы астрономия и механика от Птолемея и Архимеда до Кеплера и Галилея, термодинамики трех начал, физика электричества от Ома до Ампера, химия законов сохранения веса и кратных отношений, эволюционная биология Дарвина и т.д.

Второму этапу развития науки на основе изменения господствующих в ней законов свойственна опора на законы в развитой математической форме (дифференциальных и интегральных уравнениях, отношениях между матрицами), на универсальные законы сохранения. Таковы механика от Ньютона до Гамильтона, электродинамика Максвелла, термодинамика кинетическая и статическая, квантовая и релятивистская механики, химия после Менделеева, генетика и т.д. Наконец, можно выделить третий этап развития науки, подчиняющийся ее законам системности и движения информации. На этом этапе оценка, отбор и решение проблем науки ставятся в зависимость от податливости к законам системности и информационных процессов.

Легко прослеживается развитие науки по меняющимся в ней принципам. Можно обозначить этапы развития науки господством в ней принципов дальнодействия, динамического (лапла-совского), статического и комбинированного из них детерминизма, принципы представления объекта познания закрытой равновестной системой с главенствующими силовыми взаимодействиями и принципа представления объекта познания открытой неравностной системой с главенствующими несиловыми, информационными процессами.

Непосредственно с внутринаучными связаны общенаучные принципы: анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, доказательности, опытной подтверждаемое и т. д. Возможна периодизация развития науки по главенству в ней подобных принципов и их сочетаний. К примеру, выделяются этапы развития науки с главенством элементаристски-аналитического и системно-синтетического принципов, индуктивного и гипоте-тико-дедуктивного принципов и др.

По философским препосылкам различаются: умозрительно-метафизический, феноменологический и сущностный; синкретический (неделимый), наивно-диалектический, умозрительно-метафизический, диалектический и другие этапы развития науки.

Разумеется, вполне различимы этапы развития отдельных наук, по тем или иным внешним и внутренним изменяющимся факторам. Таковы этапы становления логики, математики, механики, физики, химии, биологии, социологии и других наук. Все периодизации условны, но безусловно наличие их как таковых.

24 мар 2010, 13:04
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.