Формирование совести у ребенка
Некоторые молодые родители из-за отсутствия опыта приходят порой в отчаяние при воспитании первого ребенка примерно в период от шести- до двенадцатилетнего возраста - сына или дочери. Начинает казаться, что ребенок забыл элементарные правила поведения. Я обращаю внимание на то, что веду разговор о сложных ситуациях. У многих родителей процесс воспитания протекает спокойно.
Ребенок может не желать причесываться, мыть руки, мыться. Он держит свою комнату и свои вещи в полнейшем беспорядке. Он может часто спорить, быть грубым и неприветливым. У него могут развиваться такие привычки, которые раздражают родителей. Мать и отец умоляют ребенка, просят, приказывают ему избавиться от той или иной привычки, но он совсем не реагирует на обращение родителей. Чаще всего - это впечатление поверхностное. Если родители достаточно терпеливы, то, задумавшись, они увидели бы слабые следы какой-то новой самодисциплины.
Психологи внимательно наблюдали за семилетними детьми в школе во время перемен. Они выяснили, что очень много времени дети проводят в обсуждении поведения своих одноклассников (конечно, со своей детской точки зрения). Обычно они критикуют тех своих сверстников, поведение которых они не одобряют.
Я думаю, что этот интерес к своему поведению является одной из причин создания в этом возрасте различных компаний. Дети играют вместе с теми ребятами, с которыми у них возникают общие интересы. На этой основе создаются различные клубы, общества, которые похожи на взрослые организации. Участие в них помогает ребенку обретать уверенность в себе, чувствовать себя человеком действия, членом серьезной группы людей.
Дети, родители которых беспокоятся о принадлежности их сына или дочери к благоприятной компании, растут более общительными, они скорее перестают чувствовать себя маленькими.
Наиболее интересными, захватывающими для детей становятся массовые игры, в которых притягательную силу имеет развитие ловкости. Внимательные родители знают, с каким упорством день за днем дети могут тренироваться, например, в развитии своей силы, умений, ловкости, если они это делают по собственной воле.
Однако многие родители отлично знают, как приходится порой заставлять тех же детей идти в физкультурный зал на уроки, а учителям быть начеку, чтобы предотвратить проявление их силы в школьных коридорах.
Даже на самого неряшливого ребенка в возрасте от шести до двенадцати лет может находить стремление к порядку. У него внезапно может проснуться желание разобраться, например, в своих книгах. Тогда он начинает собирать по углам все издания. А потом часами сидит среди них, счастливо сортируя книги и журналы. Ребенок может вдруг решить убраться в ящиках своего стола. В таких случаях неряшливость и порядок как бы сближаются. Ребенок с ликованием сваливает в кучу посреди пола содержимое ящиков. Иногда он собирает такую груду своего имущества, что у него не хватает энтузиазма все потом убрать. А мама, отчаявшись из-за непоследовательности ребенка, уныло заканчивает его работу.
Дети в возрасте после шести лет обычно интересуются различными коллекциями: марками, камнями, открытками и пр. Они находят большое удовольствие собирать и систематизировать коллекцию.
Некоторые девочки, которые после семи-восьми лет продолжают интересоваться куклами, на мой взгляд, уже не получают большого удовольствия от игры с ними. Куклы и их одежда становятся для девочек чем-то наподобие коллекции.
В младшем школьном возрасте совесть ребенка не терпит никаких компромиссов. Для него нет серых тонов: только черные или белые. Большинство детей этого возраста очень совестливы. Эти дети подвержены приступам раскаяния, угрызениям совести. Их чувства мне напоминают суеверия, только беспокойство ребенка имеет более личный характер. Например, многие дети в возрасте восьми-десяти лет могут чувствовать свою вину только за одну мысль о желании сделать кому-то неприятно. Я вспоминаю одного восьмилетнего ребенка, который поделился со мной о том, что, обидевшись на сестру, пожелал ей поскользнуться на банановой кожуре. Он не сказал это вслух, но почувствовал себя таким виноватым, что вынужден был раскаяться за свое злое желание и сказать об этом сестре. Насколько отличается поведение этого ребенка от поведения четырехлетнего малыша, который, не чувствуя никаких угрызений совести, направляет на маму дуло игрушечного пистолета и радостно восклицает: «Пиф-паф! Я тебя убил».
На более ранней стадии, от трех до шести лет, малыш развивается эмоционально, постепенно умнеет, формируется его личность, усиливается интерес к окружающему его миру. Позже ребенок поступает в школу, учится читать и писать, проявляет особый интерес к отдельным предметам, например к математике, технике или природоведению. Дети в этом возрасте очень чувствительны к вопросам своей независимости.
Многие из них не хотят подчиняться тем правилам, которые устанавливают их родители. Но у ребенка уже было в основном воспитано понятие о том, что хорошо, а что плохо. Поэтому, не выполняя требований родителей, нарушая установленные правила, ребенок чаще всего ощущает неловкость, подвергая испытанию свою неискушенную совесть. А родители обычно не видят эту совестливость, потому что ребенок как бы «бунтует» против чистоты, правил поведения, своих обязанностей.
Я глубоко убежден в том, что ребенок после шестилетнего возраста всеми силами стремится познать окружающий его мир, хочет научиться подчиняться его законам, обучиться навыкам, найти общий язык с окружающими его людьми. Но этот процесс почти для всех детей труден, так как в это же самое время ребенок стремится обрести самостоятельность и освободиться от постоянной заботы родителей. Обычно этот процесс неприятен для ребенка, потому что он еще очень далек от взрослого состояния и не может вести себя тактично. Он начинает ссориться, спорить, раздражать мать и отца.
Советую родителям всегда, в любых ситуациях, осмысливать причины конкретного поведения их ребенка. Может быть, в этот момент у него идет сложный процесс становления самостоятельности?