Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: Основные мотивы лирики Тютчева


Сочинение: Основные мотивы лирики Тютчева

Сочинение: Основные мотивы лирики ТютчеваНаверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы ви­дим в мире, такими необычными словами, что оно предстает пе­ред нами совсем в другом свете. Только Тютчев может срав­нить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья» разумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дожде­вые капли с людскими слезами (стихотворение «Слезы люд­ские, о слезы людские»).

Лирика Тютчева разнообразна и неповторима, но вся она проникнута философским смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и любви. Природа в лирике Тютчева живая и неповторимая, она имеет свои образы. Весна — время пробуждения, время новой жиз­ни и новых надежд. На эту тему написаны стихотворения «Весенняя гроза», «Вешние воды». Весна всегда чиста и пре­красна:

Весенней негой утомлен,
Я впал в невольное забвенье;
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденье.
[sms]
Осень — время покоя, время ухода и прощания, время раз­мышлений:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест.

Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое сти­хотворение «Умом Россию не понять...».

Весна у Тютчева — это не только настоящее. Она имеет протяженность: бегут вешние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень наполнена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность: А там, в торжественном покое, Разоблаченная с утра, Сияет Белая гора, Как откровенье неземное. Природа у Тютчева всегда прекрасна. Поэт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и по­стичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувствовать слияние человека и природы (стихотворение «Так, в жизни есть мгновенья...»).

Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подоб­ным образом видел ее и в России. Тютчев считает, что Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечест­во. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «...в Россию можно только верить». Вера в Россию была сознательно выра­ботанным убеждением (стихотворение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась прежде всего необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы:

Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленную рать.


Тютчев полагал^что Россия должна держаться единства, ос­нованного на духовных началах: Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?.. Растленье душ и пустота. Что гложет ум и сердце ноет, — Кто их излечит, кто прикроет?.. Ты, риза чистая Христа.» Судьба России зависит не от исхода внутренней нравствен­ной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа до­бра над злом.

Тютчев — современник Пушкина, но взгляды этих двух по­этов на поэзию совершенно разные. В поэзии Пушкина преоб­ладают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает на­чала и основания бытия, философские начала мира. Но тютчевская поэзия имеет религиозный характер, корни которого исхо­дят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!

Тютчев не только стремится познать бытие, он одновремен­но отвечает на его вопросы. Бытие для Тютчева — это веч­ность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика:

Он милосердый, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.


Поэзия — это не просто чистая философия. У нее есть свой образы и категории. Эти категории Тютчев рисует в виде сим­волов, знаков:

Есть близнецы — для земнородных
Два божества — то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он...


Философские начала связаны с христианским мотивами в лирике. Эти христианские начала часто выливаются в любовь к Богу:

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.


Это стихотворение написано под впечатлением любви к Де-нисьевой. Замечательным стихотворением на христианский мо­тив является «И в Божьем мире то ж бывает...». Оно проникну­то светлой надеждой. Именно «в Божьем мире» Тютчев обрета­ет успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу.

Уже говорилось, что Тютчев мыслит образами. Это как земные, нам понятные образы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопоставляет ее небу, космосу. Образ хаоса проявляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и без­личная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как биб­лейские воды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза Богов, красочный, многообразный мир
форм...» Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Послед­ний катаклизм». В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в стихотворении «29-е января» он выражается «в безвременной тьме». Хаос может принимать форму моря:

И бунтует и клокочет,
Хлещет, свищет и ревет.

При этом Тютчев противопоставляет хаос — море состоя­нию покоя, где покой — утес:

Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,
Но, спокойный и надменный...


Во всех этих стихах хаос подразумевается. В стихотворении «Сон на море» поэт называет его своим именем:
 
...Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон...
 
О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представ­ление, если не скажем еще об одной его теме — теме любви. Любовь Тютчева — это не чувства, переживания или состояние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом. В стихотворении «Предопределение» Тютчев говорит о любви как о «поединке роковом»:

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

В стихотворении «Близнецы» любви противопоставляется самоубийство. Любовь бывает разной: взаимной и неразделен­ной. И не всегда любовь приносит радость и счастье. Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же обра­зы, как Смерть и Сон:

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!


Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выделить какие-то самостоятельные темы. И любовь, и поэзия, и философия — все слито воедино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой. Одно из таких автобиографических сти­хотворений — «О, как убийственно мы любим...». Здесь поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год не прошел — спроси и сведай, что уцелело от нея?..»

Тютчевская поэзия — это сильный порыв к истине, душев­ное человеческое устремление, состояние души самого поэта. Она прекрасна и незабываема.[/sms]
21 ноя 2007, 16:25
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.