Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение: Изображение характеров и нравов в комедии «Горе от ума»


Сочинение: Изображение характеров и нравов в комедии «Горе от ума»

Сочинение: Изображение характеров и нравов в комедии «Горе от ума»«Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений в русской литературе^ Это блестящий пример тесной связи ли­тературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и сейчас, спустя столетия.

В комедии передана атмосфера смены исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии возникает реа­листический образ старой Москвы Екатерининских времен, нра­вы барского общества и вечный конфликт двух поколений.

Конфликт произведения раскрывается и с помощью внесце-нических персонажей. Благодаря этому фону расширяется кар­тина жизни столичного дворянства. Все внесценические персо­нажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фаму­сова.
 
Максим Петрович — идеал для людей этого круга, он де­лал карьеру, не брезгуя никакими средствами, унижаясь перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стре­мительный взлет, нравоучительно говорит: «Упал он больно — встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?». Фамусов забывает о другом: время «дураков» проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, а подобные идеалы вызывают в нем только гнев. Он с горечью говорит: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Все жизненные блага представители «века минувшего» получа­ди за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о дворянской чести.
[sms]
Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и о близких не забыл:

Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат...

Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример — Татьяна Юрьевна, ко­торая близко знакома с «чиновными и должностными». Фаму­сов говорит:

А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей...
Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!


Очень большой вес в обществе имеет княгиня Марья Алексев­на, мнения которой очень боится Фамусов. Чацкий высмеивает этих «властительниц», их пустоту, глупость и вздорный характер. Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди и помель­че. Их больше, и поэтому они являются типичными представи­телями среднего дворянства. Представители этого типа — Заго-рецкий и Репетилов, а из внесценических можно назвать «чер-номазенького, на ножках журавлиных», а также «троих из бульварных лиц», о которых упоминает Чацкий. Все они, созна­вая свою ничтожность перед «столпами» московского дворянст­ва, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их бла­госклонность. Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество.

Все внесценические персонажи необходимы для того, чтобы оттенить характеры главных действующих лиц, раскрыть их полнее. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчерки­вает его ограниченность. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным «тузом» благодаря умению использовать любые средства для достиже­ния своей цели. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что «чуть из постели прыг» — уже с молодыми людь­ми, то можно не сомневаться: он женился по расчету. Чванли­вый по отношению к тем, кто занимает более низкое положе­ние, Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения ту­пого Скалозуба, который «не нынче-завтра генерал». Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова:

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В Ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Этот персонаж, выведенный в комедии, помогает понять об­щественно-политическую обстановку в России, почувствовать атмосферу, царящую в обществе. Все боятся образованных лю­дей типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет, как ненужный хлам, новая сила, то есть обра­зованные передовые дворяне. Они боятся перемен, потому что без крепостных сами ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет. Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы держаться за свои привилегии.

Пушкин говорил, что цель комедии — это «изображение ха­рактеров и нравов». Безнравственность фамусовского общества и безнравственность тех идеалов «века минувшего», которым они поклоняются, напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы, поэтому современные Молчалины и Чац- кие находятся в вечном противоборстве. Способность ради ка­рьеры «отважно жертвовать затылком», беззастенчивость, с ко­торой «торопятся попасть в полки шутов», — все это делает ко­медию Грибоедова бессмертной. Чацкий одной фразой дает меткую характеристику фамусовскому обществу:

Смешные, бритые, седые подбородки,
Как волосы, так и умы коротки!

Старуха Хлестова говорит: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев...». Ей вторит Скало­зуб, что вышел проект о том, что «там будут лишь учить по-на­шему: раз, два; а книги сохранят так: для больших оказий». Он сожалеет о своем брате: «Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Казалось бы, он должен радоваться, что его брат умнее, дальновиднее, но ничего, кроме раздражения, Скалозуб не чувствует. Фамусов заявляет: «А чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь!». Сам Грибоедов писал: «Чем образованнее человек, тем он полезнее своему отечеству». Но фамусовское общество не желает быть полезным своему отечеству. Родины и своего народа они, по су­ществу, не знают и не желают знать.

В комедии много внесценических персонажей из крепостного сословия. Все образы, даже самые незначительные, играют важ­ною роль в развитии сюжета, что помогает осуществить основной идейный замысел комедии — дать широкую картину русской действительности того времени, показать борьбу двух лагерей, ТО есть «века нынешнего» с «веком минувшим». Внесценические персонажи помогают автору создать полную сатирическую кар­тину общества, обобщая, типизируя конфликт. В этом новаторст­во Грибоедова.
 
Консервативная масса дворянства проповедовала идеалы «минувшего века»: «И награжденья брать, и весело по­жить» — вот их лозунг, их девиз. Чацкий же и ему подобные ви­дят цель жизни в переустройстве общества, когда «рабов по ду­ху» сменит гармонично развитая личность, способная к самопо­жертвованию во имя прогресса. Чацкий о «минувшем веке» говорит: «Прямой был век покорности и страха». Герой противо­поставляет идеалам Фамусова высокое понимание чести и долга, Общественной роли и обязанностей человека.[/sms]
19 ноя 2007, 16:50
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.