Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина


Сочинение: Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина

Сочинение: Тема родины и природы в творчестве С. А. ЕсенинаТема родины — одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Это важно знать для понимания позиции С. Есенина. Именно раз­лука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоми­наний, которая их отличает.
 
В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяетэту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есениназвучат при­знания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его про­изведений — «Гой ты, Русь моя родная...». С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и приро­ды.
[sms]
Мир Руси для С. Есенина — это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — рус­ская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покину­той милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта род­ная деревня в России — это нечто цельное, родина для него, осо- -бенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, род­ное село, тогчто позднее литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склоннос­тью одушевлять все окружающее его, он и к России обращается, как к близкому человеку.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.

Порой стихи поэта наполняются нотами щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, теперь их лирический герой ~-странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и за­бытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия:

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.


С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драмати­ческими и даже трагическими событиями. На памяти его поколе­ния — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России 1917 год поэт встретил, как и многие ху­дожники его круга— Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков — с надеж­дами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева — близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:

Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный.

В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:

Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидание светлого и нового, и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на веч­ные темы. Одна из них — тема столкновения природы и челове­ческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармо­нию — звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жере­бенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогатель­ную беззащитность.
 
Паровоз же обретает черты зловещего чудо­вища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размыш­лениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины переплетается с мыслями о месте поэта в новой жизни. Он болезненно переживает отчуждение от родна-го края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пуза­тый «Капитал» — Библию. Особенно горько для поэта сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бед­ного Демьяна». Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам». Поэтому так горестно звучат его строки:

Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Но даже желание слиться с новой жизнью не заставит С. Есени­на отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет:

Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.

И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере». С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программ­ных, важных для понимания темы родины, является стихотворе­ние «Спит ковыль».

Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Стихотворение это, датированное 1925 годом, относится к зре­лой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В стро­ке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционных поэтических образах: ковыль как сим­вол русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки.
 
Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, не­живой, лишенный поэзии. И в противовес ему звучит признание лирического героя в приверженности вековому деревенскому укла­ду. Особенно значим у поэта эпитет «золотой». Это один из наибо­лее часто встречающихся в лирике С. Есенина эпитетов, обычно он связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непре­менно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна».
 
В этом стихотворении оттенок ценности преобла­дает: золотой не столько цвет избы, сколько знак ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разру­шение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контек­сте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искрен­нее признание автора. Тема родины в поэзии С. Есенина развива­ется из безотчетной, по-детски естественной привязанности, из памяти, которая никогда не вернется назад.[/sms]
12 ноя 2007, 11:16
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.