Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Образование Золотой Орды. Улус Орда-Ичена.


Образование Золотой Орды. Улус Орда-Ичена.

Образование Золотой Орды. Улус Орда-Ичена.Улус Орда-Ичена, известный в источниках под названием «Синяя Орда», состоял из бывшего удела Джучи, выделенного еще Чингие-ханом. «Резиденция Джучи-хана,— пишет Абулга-зи,—была в Дешт-и-Кипчаке, в стране, называемой «Синей Ордой».
 
Орда-Ичен, как младший сын, получив резиденцию своего отца, сделался владельцем Сийей Орды и, по монгольским обычаям, закрепил се за своими потомками. На это указывает­ся и в продолжающей историю Рашид-ад-дина «Муиззи», у «Орды были три старшие жены, все три из племени кунграт, сыновей и урук (его) называют Синей Ордой (Кок-Орда)».
 
Говоря об Орде-Ичене, необходимо остановиться еще на других частных вопросах. Писатели-современники называют Орда-Ичена старшим сыном хана Джучи, поэтому в историче­ской литературе он обычно рассматривается в качестве старшего брата Батыя. Между тем, цитированные нами выше авторы.
 
Плано Карпини и Рашид-ад-дин, называют Батыя старшим из рода чингисидов (ака), хотя 0рда-Ичен в ту пору был жив. При избрании Гаюка на ханский трон, как указывается в источниках, решение курултая, «вследствие отсутствия его (Батыя) как старшего (ака) из всех родов», не было законным. Перед выбо­рами хана Менгу монгольская аристократия обращается к Батыю с такими словами: «Тебе следует быть царем нашим, т. к. из рода Чингизова нет никого старшего тебя». В обоих случаях Орда-Ичен (который, кстати сказать, присутствовал на цере­мониале) не называется старшим в роде. Если бы он был стар­шим из сыновей Джучи, монгольская аристократия должна была называть Орда-Ичена, аяе Батыя старшим в роде (ака).
 
Говоря об «Орде», персидские историки к имени «Орда» добавляют, слово «Ичен», переводя монгольское слово «ejin» словом «хозяин-владыка». Это прозвище, как правило, у монголов давалось младшему сыну, и последний после смерти отца получал в наследство его «юрт». Так было с Тули, младшим сыном Чингис­хана, который получал после смерти Чингис-хана его «юрт» — удел. Академик Б. Я. Владимирцов, обративший на это внима­ние, писал: «Младшему сыну доставалось основное имущество отца: он получил в наследство юрту отца и его жен, если их было несколько, с их стойбищами, кочевьями, аилами; младших сы­новей поэтому величали «ejin», т. е. «хозяин-владыка». А так как по традиции они являлись хранителями домашнего очага, то их еще называли odcigin, или odjegin, т. е. «князь огня».
 
Б. Я. Вла­димирцов при этом цитирует следующее место из Рашид-ад дина: «Монгольский обычай есть таков,, что меньшего сына называют эджен; по этой причине, что он находится в доме, имущество, хозяйство и домоводство ему назначается. Значение эджен — есть младший сын, который остается в доме, юрте, т. е. «господин огня и юрта».
 
Мы уже видели, что во владениях Орда-Ичена находился двор его отца (Джучия) и его жены. Из этого можно сделать вывод, что Орда-Ичен, как младший сын Джучи, получил юрт своего отца, как в свое время младший сын Чингис­хана Тули получил в наследство юрт Чингис-хана. Вслед за Орда-Иченом был выделен улус другому брату Батыя, Шайбану, также участвовавшему в венгерском походе и показавшему «усердие».
 
 Батый отдал ему в «удел» («иль») из покоренных им государств область Кур ал, а из родовых вла­дений — четыре рода: купли, найман, карлык и буйрак. При этом Батый сказал Шайбану: «Юрт, в котором ты будешь жить, будет между моим юртом и юртом старшего брата моего Орда-Ичена, летом ты живи на восточной стороне Яика, по рекам Иргиз, Савук, Орь, Илек до горы Урала, а во время зимы вАракумс, Кара-Кума и побережьях реки Сыр в устьях Чу и Сарису».
 
Об улусе Шайбана также сообщает и Плано Карпини, назвав его «Сыбаном». Описывая владения сыновей Чегатая, Плано Карпини далее пишет: «с севера же прилегает к ней земли черных Китаев и океан. Там пребывает Сыбаи, брат Батыя».
 
Улус Шайбана на востоке граничил с улусом его брата. Орда-Ичена, где-то у Иртыша, а на западе — с улусом Батыя, где-то у восточных склонов Уральских гор; как и улус Орда-Ичена, улус Шайбана простирался на север до «океана», т. е. до Север­ного Ледовитого океана. Есть позднейшие предания о пребывании Шайбана в Сибири, на Иртыше, где позднее его потомки образовали Сибирское ханство
 
06 улусе Барке нам известно из отчета Рубрука: «У Батыя есть еще брат, по имени Берка, пастбища которого находятся по направлению к железным Воротам, где лежит путь всех сараципов, идущих из Персии и из Турции; они .направляются к Батыю и проезжают через владения Берке, привозят ему дары». Абульфида при описании Северного Кавказа неоднократно говорит о Северном Кавказе, как о районе, принадлежащем Берке, и называет татар, кочующих на Северном Кавказе», «татарами Берке». Правда, этот улус существовал недолго из-за бездетности Берке. После его смерти улус был присоединен к общим владениям дома Джучи.
09 ноя 2007, 13:26
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.