Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение: Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»


Сочинение: Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Сочинение: Наполеон и «маленькие наполеоны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»Загадка Наполеона Бонапарта на протяжении веков волнует умы людей. О феномене капитана артиллерии из захудалого дворянс­кого рода размышляли Пушкин и Лермонтов, Байрон и Стендаль, Достоевский и Бальзак. Кто он: гений или злодей, великий полко­водец или удачливый авантюрист? Л. Н. Толстой в романе « Война и мир» развенчивает образ Наполеона и культ, связанный с его возве­личиванием.

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — пишет Л. Н. Толстой. Отсутствие простоты, неестественность, фальши свойственные Наполеону, ярко проявляются в эпизоде, где «вели­кий человек» рассматривает портрет сына. Здесь каждая деталь сра­жает буквально наповал: в именовании мальчика Римским коро­лем (как будто нет нормального человеческого имени), в том, что «свидание» с сыном на самом деле — свидание с портретом.
 
Напо­леон перед портретом не думает о сыне, а позирует для истории. Отсутствие добра и правды в душе Наполеона видны в каждой его фразе. «Вот прекрасная смерть», — говорит он, глядя на ранено­го Андрея Болконского. Слова эти противоестественны: смерть не может быть прекрасной. Фразы, произносимые Наполеоном, лишены того глубокого смысла, который им приписывают историки. Часто они просто глупы, порой циничны, как, например, при ос­мотре поля боя при Аустерлице («Что за славный народ!»).
[sms]
В «Войне и мире» Бонапарт изображен ничтожным, почти ка-оикатурным, часто он жалок или смешон, хотя смех этот персонаж вызывает далеко не благодушный.

Вызвано это в первую очередь эпическими задачами, которые ставил перед собой писатель. Концепция «великого человека», со­знание, что этот человек определяет ход истории, ведет к необра­тимым нравственным последствиям: к оправданию зла и насилия, трусости и подлости, лжи и предательства — душевной нечисто­плотности всех оттенков, поскольку ответственность за происходя­щее возлагается на «великого человека», которому «все можно» и во имя которого также «все можно».

Этот строй мыслей и чувств буквально носится в воздухе. Тол­стой в своем романе показывает целый ряд «маленьких наполео­нов» — людей, готовых на все ради самоутверждения. Таким явля­ется Анатоль Курагин, которого Пьер называет «дурным челове­ком». Он абсолютно не способен думать о последствиях своих по­ступков: будучи женатым, пытается похитить невинную девушку, к тому же помолвленную, и при этом ему совершенно все равно, что будет с Наташей, когда кончатся деньги.

По-иному воплощает в себе наполеонизм Борис Друбецкой. Главное для него — продвижение по службе, награды, материаль­ное благосостояние. Борис, как Молчалин, угождает всем, только более тонко. Он холоден и расчетлив. Он наперед знает, что, как и от кого можно взять. Ошибки и промахи исключены. Он — карье­рист с четкой программой.

Наполеонизм — болезнь очень распространенная. Ею «боле­ют» и положительные герои романа. Это и мечта «О своем Тулоне» Андрея Болконского, и деятельность Пьера по устройству жизни своих крестьян. Процесс выздоровления всегда труден.

Развенчивая Наполеона и наполеонизм, Толстой показывает, что роевое и личное начала равноценны. Рождение нового челове-Ка, смерть маленькой княгини или выздоровление ребенка не ме-Нее Ценны и значимы, чем сожжение Москвы или битва при Ватер­лоо. Судьба отдельного человека столь же уникальна, как и судьбы человечества.[/sms]
08 ноя 2007, 16:39
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.