Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: Раскольников — Лужин — Свидригайлов: три ступени зла (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)


Сочинение: Раскольников — Лужин — Свидригайлов: три ступени зла (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Сочинение: Раскольников — Лужин — Свидригайлов: три ступени зла (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энцикло­педия» жизни России 60-х годов XIX в., книга великой скорби, рас­крывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического обще­ства. Достоевский, задумываясь о самых насущных и вечных вопроcах, таких, как смысл жизни, путь к Богу, сущность добра и истины, обращается к самым страшным душевным искушениям, самым тем­ным страстям, самым губительным порокам. Достоевский хочет показать, что божественное милосердие проявляется в том, что Гос­подь прощает покаявшегося грешника.

Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между доб­ром и злом — проблема, которая будет всегда стоять перед челове­чеством. В романе «Преступление и наказание» этот поединок раз­ворачивается в душе почти каждого героя, но особенно ярко он про­слеживается в образе Родиона Раскольникова.

Раскольников — главный герой романа. Он одержим собствен­ной идеей, которая, с одной стороны, заключает в себе бесчеловеч­ность и жестокость, а с другой — стремление спасти все человече­ство. Видя чудовищную несправедливость, которая его окружает, Раскольников не хочет сидеть сложа руки. Но с самого начала он становится жертвой лжи и самообмана. Он выстраивает теорию о двух разрядах, делит людей на ничтожества, «тварей дрожащих», которые, по его мнению, — паразиты и кровопийцы, и «властели­нов судьбы», наполеонов, сверхлюдей, сильных и способных на ве­ликие дела.
[sms]
Себя Раскольников относит к «высшему» разряду и «во имя всеобщего счастья» совершает убийство. Но теория терпит крах, ибо Раскольников понимает, что он, хоть и «переступил черту», но оказался дальше от своей благой цели, он осмелился совершить злодеяние, а боится посмотреть правде в глаза, убил «ничтожество», а сам уподобился «твари дрожащей». Убедив себя в любви ко всему человечеству, Раскольников после убийства чувствует ненависть даже к близким и родным людям.,

Ф. М. Достоевский наделил своего героя одновременно и любо­вью, и презрением к людям. Он соединил противоречивые каче­ства характера, побуждения и замыслы в одной личности. Личнос­ти с пламенной душой и темными мыслями. Таков Раскольников вначале. Способен ли он измениться? Да, но не сразу и не сейчас.

Теория, которую исповедует Раскольников, сближает его с непорядочными людьми, с такими негодяями, как Лужин и Свидригайлов. Близки они не характерами, а мыслями и жела­ниями.

По сути Раскольников мало чем отличается от лицемерного и Лживого Лужина. Сам Родион чувствует в нем родственную душу, хотя на словах готов поносить, презирать его, обличать низость и Подлость. Он может, не задумываясь, перешагнуть через человека, ЧеРез личность, распорядиться судьбой другого для собственной выгоды. Лужин считает, что любить нужно, прежде всего одного себя, потому что все на свете основано только наличных интере­сах. Это и сближает его с Раскольниковым.
 
Идее Раскольникова созвучна лужинская теория «разумного эгоизма». А если уж дове­сти теории этих двух персонажей до конца, то выйдет, что «людей можно резать». Преступление Раскольникова имеет, в сущности одну природу с лужинским мироощущением. Лужин опошлил идею Раскольникова, снизил до эгоистических соображений лич­ной материальной выгоды, обнажил ее истинную суть. Именно из уст Лужина Раскольников слышит слова, что «во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться на­зад невозможно». Много общего в образах Раскольникова и Свидригайлова.
 
Достоевский разными способами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит паралле­ли между ними. Свидригайлов чувствует, что они с Раскольнико-вым — «одного поля ягоды». Раскольников, которого подозревали в помешательстве, видит и в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова есть ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, по его вине гибнут люди, состоял в каких-то таинственных отношениях с мелкой процентщицей, и, наконец, его самоубийство переклика­ется с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».

Свидригайлов, как и Раскольников, считал, что все дозволено. Он преследовал Раскольникова подобно тени. Необъяснимая сила влекла Родиона Романовича к Свидригайлову, В минуты отчая­ния и сомнения в своей правоте Раскольников шел к Свидригай­лову, чтобы найти в нем поддержку и успокоить собственную совесть.

Тот общий знаменатель, к которому приравниваются эти три ненавидящих, презирающих друг друга человека, — их чудовищ­ный эгоизм, самолюбие и гордыня. Все они живут для себя, душа каждого из них находится в состоянии раскола. Лужин прячет, маскирует свои низкие поступки, Свидригайлов находится уже по ту сторону добра и зла, он — сознательный злодей, а Расколь­ников, «преступив черту», все еще сомневается в правильности того, что совершил. Его еще мучает совесть, а значит, в его душе еще теплится надежда на воскрешение. Раскольников совершает долгий и мучительный путь, в конце которого его ждет раскаяние и новая жизнь. Он вознагражден за страдания и способен к любви и новой, чистой жизни.

За преступлением всегда следует наказание. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова, мыс­ли о том, что он не Наполеон,, а «тварь дрожащая», осознание бессмысленности совершенного злодеяния — это все невыноси­мым гнетом ложится на душу Раскольникова. Это и есть для него высшая кара. Его теория не выдержала проверки жизнью. Герой теопит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной шгеи. Раскольникову предстоит трудный путь преодоления внут-оеннего тупика, предстоит найти в себе силы для жизни по пра­вилам, искупить свой грех. Именно в этом заключается наказание за губительную неправоту главного героя.

Напримере Раскольниковаеще раз убеждаешься, что непремен­но наступаетмомент, когда каждому из нас нужно давать ответ. И нам, в наше трудное время, когда люди устали отжестокости инасилия, нужно научиться видеть лучшее в каждом. Адля этого необходимо остановиться хотя бы намиг в сумасшедшем беге, опомниться и осоз­нать, что мы подошли к последней черте. Пришла пора обрести сво­боду и чистую, светлую веру.[/sms]
08 ноя 2007, 15:14
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.