Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение: Онегин и Ленский как герои своего времени (по роману А. С. Пушкина)


Сочинение: Онегин и Ленский как герои своего времени (по роману А. С. Пушкина)

Сочинение: Онегин и Ленский как герои своего времени (по роману А. С. Пушкина)Лучшим произведением величайшего русского поэта-реалиста А. С. Пушкина по нраву признан роман в стихах «Евгений Онегин» — поэтически воспроизведенная картина русского общества,  взятого в одном из интереснейших моментов его развития.

Действие романа разворачивается с 1819 по 1825 год. Это было время, насыщенное большими политическими событиями в ис­тории России и Европы. Пушкин стремился со всей правдивостью и последовательностью воссоздать духовную атмосферу, в которой рождался тип нового героя современности. Итогом этихтворчеких исканий и стали образы двух молодых людей — представителей молодой дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века — Евге­ния Онегина и Владимира Ленского.

Неумение и неспособность найти свой путь в жизни — черта, характерная в то время для значительной части образованной мо­лодежи, роднит главных героев, в остальном же Онегин и Ленс­кий противопоставлены друг другу. Попробуем разобраться, кто же из этих двух молодых людей настоящий герой своего времени, на чьей стороне авторские симпатии?
[sms]
Евгений — молодой помещик, сын богатого барина, «наслед­ник всех своих родных». Ему не нужно было работать, чтобы обес­печивать себя, «труд упорный ему был тошен». Он вырос без ма­тери, а отец дал ему поверхностное воспитание и образование, поручив сына заботам наемных гувернеров. Однако мы знаем, что" Онегин дважды пытался пополнить и расширить свое обра­зование, он в совершенстве знал французский язык, был зна­ком с художественной литературой, с историей, «читал Адама Смита», хорошо разбирался в театральном искусстве. Встретив­шись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним как равный с равным:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь, в свою чреду,
Все подвергалось их суду...

Юность Онегина проходит в светских салонах и гостиных Пе­тербурга, на балах. В свете он ведет пустую жизнь, основным со­держанием которой является «наука страсти нежной». Однако свет­ская жизнь очень скоро надоедает ему, и, устав скучать в Петер­бурге, Онегин едет скучать в деревню.

Два дни ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы...
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же...

купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, по­целуи крепостных девушек— никаких серьезных интересов и ни­какой работы. Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил», пытаясь тем самым облегчить положе­ние крестьян, но занялся этим Онегин только от безделья. Беда в том, что хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки не получили развития.

В деревне случай сводит Евгения с молодым поэтом Ленским, затем происходит знакомство с семейством Лариных, с Татьяной, но Онегин лишен способности любить, чувства его оскудели. И потому он легко подавляет в себе невольное волнение, испытан­ное при виде Татьяны и после получения ее письма. Как легко он может причинять зло людям просто так, от скуки.

Только убийство Ленского способно было отрезвить Онегина; оно перевернуло его жизнь. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, «где окровавленная тень ему являлась каждый день». Пушкин нисколько не оправдывает Онегина, мало того, он считает, что Евгений:

Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом, —


но, мы знаем, что Онегин «испорчен светом», что порывы его души всегда разбиваются о социальные условности, и потому, соблюдая негласный закон чести, установленный обществом, Евгений был вынужден довести поединок до конца. Однако, угрызения совести не дают ему покоя. Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, думая только о себе, вовсе игнори­руя чувства и переживания людей, с которыми сталкивается, не может не замечать тяжелую жизнь русской деревни, страдания рус­ского народа под гнетом крепостников.

Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения, и сила этого чувства такова, что он тяжело заболевает и чуть не Умирает. Как далек этот глубоко и тяжко переживающий свою любовь человек от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались на нем испытанные душевные потрясения! Тем не Менее, крушение всех его надежд, его личное несчастье — это справедливый итог, это расплата за всю его бесцельно прожитую Жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?

В романе показан Пушкиным еще один герой — юный поэт-романтик Владимир Ленский. И если в Онегине нет ничего мечта­тельного, фантастического, он мог бы найти свое счастье только в действительности и через действительность, то в Ленском Пуш­кин изобразил характер противоположный, совершенно отвлечен­ный и чуждый действительности. Такие люди уже появлялись в тот период в русском обществе. Ленский был необыкновенно роман­тичным, сдушой юной, чистой и благородной, отзывчивой, откры­той всему самому прекрасному и высокому. Но в то же время, «он сердцем милый был невежда», — проникшись романтическими теориями, он и действительность воспринимал соответственно.

Так, например, Онегину хватило нескольких невнимательных взглядов, чтобы понять, какая огромная разница между сестрами Лариными. А пламенный, восторженный Ленский даже не догат дывался, что Ольга вовсе не была таким возвышенным и поэти­ческим созданием, каким он ее себе представлял, что она, по словам Белинского «существо доброе, милое, веселое... как все «барышни», пока они еще не сделались «барынями».

Беда Ленского заключается в том, что он, как настоящий ро­мантик, не только совсем не знает жизни, но и не стремится уз­нать ее. Все его радости и печали — всего лишь плод его воображе­ния, его юной фантазии.

Поклонник Канта и поэт,
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туману даль,
И романтические розы
Он пел поблекший жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.


Когда он в жизни встречал противоречия своим идеалам, то приходил в уныние, в отчаяние и изливал свои чувства в элеги­ческих стихах или же, как человек необыкновенно горячий и ре­шительный, сразу пускался на самые необдуманные действия. Верный своим романтическим представлениям, в простом жела­нии Онегина подшутить иэд ним Ленский увидел и измену, и обольщение, и жестокую обиду. И результатом всего этого стала его смерть.

Пушкин любил идеал, воплощенный им в Ленском. В гибели юного мечтателя звучит реквием по пылким юношам, посягнув­шим на «общий порядок вещей» и трагически погибшим:
 
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень...


Но дальнейшая его судьба, останься он жив, неясна. Ленский мог в равной мере стать великим писателем или же мало-помалу измениться, утратить «пыл души» и превратиться в ленивого ба­рина, разочарованного циника:

Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел.
И, наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.


По мнению В. Г. Белинского, с Ленским сбылось бы непре­менно последнее. «В нем было много хорошего, — отмечает кри­тик, — но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить — значит развиваться и идти вперед. Это... был романтик, и больше ничего». Будущее же принадлежит людям деятельным.

Евгений Онегин относится к тем людям, которые наделены несомненными нравственными преимуществами, большими ду­ховными силами, однако силы эти остаются без приложения,, жизнь проходит без смыла. Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели такие люди не могут по своему воспитанию и поло­жению, а устроить личную жизнь им мешают ошибки, которые они осознают слишком поздно, чтобы их исправить. Сам поэт участ­ливо показывает, что это зависит не столько от них самих, сколько от действительности, которой они окружены и из которой не в их силах освободиться.

Свобода, творчество, любовь—три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благо-Родным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Все они могли быть доступны Онегину, но все они за­глушены в нем его окружением, воспитанием и условиями жизни. Следовательно, Онегин был осмыслен автором как национально-исторический тип русской жизни, и обвинение падает скорее не на героя, а на весь самодержавно-крепостнический строй, заглу­шивший в нем все самое лучшее.[/sms]
07 ноя 2007, 10:49
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.