Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение: Основные мотивы лирики А. С. Пушкина


Сочинение: Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

Сочинение: Основные мотивы лирики А. С. Пушкина Лирика — это особый способ художественного мышления и осмысления жизни, в основе которого лежат, по выражению Геге­ля, «переживания и страсти сердца и духа». В. Г. Белинский, пере­осмысливая идеи немецкого философа, писал, что лирическая поэзия — «внутренняя», она— «выражение самого поэта». Поэто­му в лирических произведениях главное действующее лицо — сам автор, а место действия — его внутренний мир.

Находясь в полном одиночестве, вдалеке от друзей и культуры, сосланный в глухую северную деревеньку, Пушкин чувствовал себя неуютно и подавленно. Но, несмотря на тяжелые переживания, первая Михайловская осень стала чрезвычайно плодотворной для поэта. Впервые с такой силой обнаружилось удивительное каче­ство натуры Пушкина, умевшего подчинять себе тяжелейшие об­стоятельства, находить в них свое благо, осмысляя их как новый, доныне не изведанный материал для творчества.
[sms]
В Михайловском было написано стихотворение «К морю» — лирическое раздумье автора о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над ду­ховно не смирившейся личностью.

Это стихотворение в определенном смысле явилось итоговым для южного периода поэта: прощаясь с югом, с морем, он проща­ется и с романтизмом.

Образ моря, созданный Пушкиным в этом лирическом сти­хотворении, прекрасен и величествен. Для поэта море, безбреж­ная вольная стихия, «души предел желанный», — символ свобо­ды. Ведь стихия, как и гордый человеческий дух, не терпит внеш­него принуждения, она полна скрытой силы, по собственной прихоти может быть ласковой и губительной, а шум морских волн — «грустным» и «призывным».
 
«Гордая краса» и «своенрав­ные порывы», мощь мысли и чувства — эти качества, присущие человеку, непосредственно связываются с качествами «свободной  стихии». Такое восприятие моря и человеческой души и такое их воспроизведение — романтичны, и образ самого поэта в стихот­ворении также выступает в полном соответствии с поэтикой ро­мантизма. Далее Пушкин сетует на неудавшийся «поэтический побег» за границу и говорит о том, что свободная воля человеческой лич­ности может быть сдержана только сильной непреодолимой стра­стью:

Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.


И снова перед нами возникает образ Пушкина-романтика. Пустынную стихию моря он противопоставляет другой пусты­не — земному миру, в котором уже нет ничего родственного гор­дому и одинокому поэту:

О чем жалеть?Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?..


Романтическими чувствами утраты проникнуты строки, посвя­щенные масштабным историческим личностям, наделенным сво­бодной волей, неукротимостью и «своенравными порывами». Та­кими были Наполеон и английский поэт-романтик Дж. Байрон. Однако в стихотворении содержится не только романтический пафос, не только восхищение свободой. Едва мысль поэта косну­лась людского мира, как возникли тревожные строки:

Мир опустел... Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Он чувствует, что той стихийной вольности, какая свойствен­на морю и его собственной душе, нет в действительности. В мире царствуют свои законы, поэтому будущее поэта неясно. Его жизнь связана с «судьбой земли», то есть с правилами внешнего мира, где личное чувство безграничной свободы подстерегают две опас­ности: «просвещенье» (европейское общество, идущее по пути бур­жуазного развития) и «тиран» (самодержавный деспотизм). Порыв к свободе остается неосуществленным, не приводящим к устране­нию ни «просвещения», ни «тирана». Разрешение этого противо­речия в стихотворении «К морю...» еще только намечено.

Совсем иным предстает образ поэта в лирике Пушкина 1830-х годов. Приходит понимание того, что человек включен в жизнь предшествующих и грядущих поколений, он кровно связан с ис­торией и природой. Лирические переживания этих лет слиты с историческими и философскими размышлениями.

Летом 1835 года поэту удалось получить отпуск на четыре ме­сяца, и он уехал в Михайловское. Здесь им было создано одно из прекраснейших стихотворений «Вновь я посетил...», навеянное воспоминаниями о двухлетнем изгнании. Мысль его обратилась к прожитому, которому он подводил итог в глубокой и печальной думе о себе и времени.

В спокойной, неторопливой манере Пушкин перечисляет па­мятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик...», «Вот холм лесистый...»). «Минувшее» его «объемлет живо», он видит, как неумолимо бежит время, перед мысленным взором проходят прожитые годы, и он вынужден признать:

...много переменилось в жизни для меня,
И сам покорный общему закону,
Переменился я...


Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» — безоста­новочного, вечного обновления и торжества жизни. Оно вопло­щается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.

Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин при­ветствует рождение новой «семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы, на душе у него печально, но светло. Поэтому он так доверчиво смотрит в будущее:

Здравствуй племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев...

Стихотворение, написанное в тяжелые для Пушкина дни, проникнуто бодростью, верой в разумность жизни, в конечную по­беду света над мраком. Поэт передал в нем прощальный привет будущим поколениям и завещал им свой исторический оптимизм.[/sms]
07 ноя 2007, 08:14
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.