Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » » Сочинение: Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?


Сочинение: Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Сочинение: Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?Сюжетную основу комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» со­ставляет драматический конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Этот конфликт, мастерски отраженный в произведении, был жизненно правдив и исторически достоверен. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, — тему рубежа двух эпох — «века нынешнего» и «века минувшего».

В образе Чацкого представлено молодое поколение русского общества, его лучшая часть. Это умный, пылкий человек, полный жизни, хотя и слишком нетерпеливый. Его идеал — свобода от цепей рабства, шутовства и низкопоклонства. Он обличитель лжи, борец за правду, искатель истины. Ему ненавистны деспотизм, глу­пость, безнравственность, он выступает против ненормальности и несправедливости крепостного права.
[sms]
Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, неве­жества, преклонения перед всем иностранным, мелочности инте­ресов и праздности московского барства постоянно звучит в ко­медии, начиная со сцены приезда Чацкого в Москву и кончая фи­налом пьесы. Он критикует принятую в обществе систему воспи­тания, стремление «набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле»; с осуждением говорит о невежественных учи­телях-иностранцах. Он возмущен воспитанием молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод ?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев!—

восклицает Чацкий. Он негодует по поводу «пустого, рабского, слепого подражанья» и призывает

...Словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой...

Меткое, свободное, острое слово — оружие Чацкого, но он не понят и почти одинок — в этом и трагедия, трагедия благо­родного, умного, честного человека, обладающего чувством соб­ственного достоинства. Он любит добро и истину, потому ему мучительно видеть вокруг зло и подлость. Однако его пылкость, безграничная вера в себя и свои возможности делают его уяз­вимым, открытым для ошибок — как комических, так и траги­ческих.

Органичное сочетание мыслителя, борца с одной стороны и романтика с другой, было присуще реальным представителям того поколения. Эти люди — единомышленники Чацкого. Сам Чац­кий говорит постоянно «мы», «один из нас», выступая, таким об­разом, не только от своего лица. Они осмеливаются «гласно объяв­лять» свои мысли, но их еще мало (а в доме Фамусова нет совсем), в обществе их ненавидят, называя «опасными мечтателями», объяв­ляют, как и Чацкого, сумасшедшими, а старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Поэтому Чацкий вынуж­ден бежать из дома Фамусова, «вон из Москвы...искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок...».

Характеристика общества, которое противостоит Чацкому, наи­более ярко отображена в образе Фамусова — типичного предста­вителя московского барства той поры. Для него характерны смесь самодурства и патриархальности, безнравственность понятий и идеалов. Фамусов, как барин-крепостник и чиновник-бюрократ, воплощает взгляды данной среды, которые сводятся к прославле­нию всего старого, нежеланию каких-либо перемен. Отсюда вы­текают боязнь и нелюбовь к Чацкому — в нем видят бунтовщика, разрушителя устоев.

К фамусовскому обществу относится также Скалозуб — само­довольный, бездуховный, озабоченный только военными упраж­нениями и танцами. «Хрипун, удавленник, фагот... — отзывается о нем Чацкий, — созвездие маневров и мазурки». Однако он нра­вится Фамусову, поскольку отражает его идеал человека — того, кто сделал карьеру, неважно, какими средствами. Фамусов видит в нем надежного защитника старины.

Порождением фамусовского общества является Молчалин — образ совершенно ничтожного человека, согласного всем угодить, боящегося произнести лишнее слово, не имеющего собственного мнения. Его хваленая «умеренность и аккуратность» обеспечива­ют успех в том мире, к которому он относится.

Фамусовская Москва отражена и в эпизодических, второсте­пенных персонажах. Например Хлестова, грубоватая, властная, несдержанная в словах, также как Фамусов, она предана старым устоям, также стремится повелевать людьми. Немаловажен и дру­гой персонаж — Загорецкий. Его характер, как и нравы всего об­щества, отражают слова Хлестовой: «Лгунишка он, картежник, вор... да мастер услужить». Галерею образов типичных представи­телей фамусовского общества дополняют болтливый и ветреный Репетилов, семья Тугоуховских, Платон Михайлович Горич и его капризная жена, графиня Хрюмина-внучка, испытывающая особое пристрастие ко всему французскому, заядлые сплетники N. и D., и множество людей, о жизни и нравах которых упоминается в пьесе.

Все они объединены общими взглядами, и каждый по-своему, с замечательной полнотой и заостренностью выражает существо той социальной силы, которая стояла на страже старых, реакци­онных, отживающих порядков феодально-крепостнического строя. А Чацкий, противопоставленный им, ярко и отчетливо вы­ражает существо той новой, прогрессивной Общественной силы, которая уже выходит на историческую арену, чтобы вступить в ре- шительную борьбу с реакционными силами старого мира и побе­дить в этой борьбе.[/sms]
06 ноя 2007, 16:12
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.