Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » GPS-навигаторы. Программы, поддерживающие растровые карты.


GPS-навигаторы. Программы, поддерживающие растровые карты.

GPS-навигаторы.  Программы, поддерживающие растровые карты.В первой группе давно и однозначно определился фаворит — фир­ма GPS Pilot, выпустившая такие продукты как Compass, Atlas, Tracker и Fly. Кроме этих, компанией выпущены и Windows-приложения — Topo­grapher, Cartographer, TrackExporter. Часть указанных программ, таких, например как Fly (предназначена для частных пилотов, дельтапланерис­тов. В общем, для тех, кто летает), или Compass (программа с очень узки­ми возможностями — просто электронный компас) я рассматривать не буду.
 
Давайте рассмотрим поподробнее Atlas, ну а поскольку Tracker очень похож на него, с ним вы без труда разберетесь сами. Поехали…
 
Установка типа приемника
Перво-наперво для полноты ощущений подключите GPS прием­ник к Palmу. Тип приемника поставьте «NMEA». Как правило, все современные GPS-ы общаются через этот тип интерфейса.
 
 Если же в за­головке окна надпись «GPS not detected» не пропала, попробуйте осталь­ные типы. В моем случае, кроме «NMEA», приемник откликнулся и на «Companion». Если у вас GPS-а еще нет, либо по каким-то причинам вам не хо­чется его подключать, зайдите в «Menu» ➪ «GPS», и в поле «Input» вы­ставьте «No GPS». Тогда Atlas будет молчать. Либо поставьте режим «Simulation». В этом режиме сам Atlas будет симулировать наличие GPS приемника, даже если его у вас отродясь не было, и задумчиво бродить по карте во всех направлениях. В этом режиме я не рекомендую идти по ме­стности, руководствуясь его указаниями. Иван Сусанин просто нервно курит в стороне…
 
Сейчас неплохо бы настроить все опции, чем мы и займемся. За­ходим в «Menu» ➪ «Option» ➪ «Preferences».
 
По умолчанию все единицы измерения установлены в американ­ском стандарте — мили, футы, галлоны. Поправляем все это хозяйство. Четыре чек-бокса справа показывают, будут ли на карте отображаться иконки путевых точек, городов, аэропортов, навигационных маяков (по­следнее будет полезно только пилотам). К сожалению, свои пиктограм­мы добавить нельзя.
 
Обязательно поставьте галочку «Stay on», иначе через какое-то время Палм просто выключится.
 
С установками разобрались. Пришло время карт. Кто сказал «иг­ральных»?! Tracker умеет работать с послойными картами. То есть: если одну и ту же карту сохранить с разными размерами, и привязать все эк­земпляры к одинаковым координатам, то при изменении масштаба кар­ты «железными» кнопками «вверх-вниз», будет показываться свой эк­земпляр карты.
 
Подошло время присмотреться к процессу создания и конверта­ции карт. На сайте www.gpspilot.com берем бесплатную утилиту GPS Pilot Cartographer, распаковываем в любую папку на компьютере. Запускать пока не будем. Не время еще. Теперь любым доступным методом получа­ем (сканируем, фотографируем электронным фотоаппаратом, рисуем от руки) электронную версию топокарты. Разрешение — 300 DPI. Дальше я делал так: загонял ее в ACDSee, и ее средствами менял размеры. Ориги­нальный размер — 1000х892 pix, затем уменьшил до 500х446, третий ва­риант — 200х178. Все варианты были сохранены как 1000.BMP, 500.BMP, 200.BMP с количеством цветов — 256. А вот теперь запускаем Cartographer…
 
Жмем кнопку «Add» и скармливаем ему наш 1000.BMP. В ответ Cartographer начинает любопытствовать на предмет сколько градаций се­рого нужно получить на выходе, сжимать базы или нет, а может устрой­ство цветное?

Что удобно, Картограф сразу показывает предполагаемый размер базы. Жмем «ОК». Наступила очередь привязки карты к местности. Если у вас точные карты с координатной сеткой, то можете сразу указать коор­динаты. Я предпочитаю привязывать карту прямо в Atlas-е.
 
Вводим (или не вводим) координаты, жмем «ОК». В окошке над кнопкой «Add» появилась наша отконвертированная и аккуратно поруб­ленная на пятаки карта. Сохраняем базу: «File» ➪ «Save As». Обзовем ее 1000.PDB. Проделываем такие же манипуляции с файлами 500.BMP и 200.BMP. В итоге мы получили три PDB файла, которые и нужно загру­зить в Palm. Загружаем… Загрузили? Хм. Быстро как. Наверное Palm USB-шный… Чтобы Tracker увидел и показал наши карты, давайте под­ключим их: «Menu» ➪ «Map» ➪ «List».
 
Выберем самый подробный слой — 1000. Самый верхний кусочек — это левый верхний угол карты. Последняя цифра в обозначении указывает на горизонталь, на ко­торой эта часть карты расположена: 0 — верхний ряд, 1 — второй ряд сверху и т.д. Предпоследняя цифра — это номер части по горизонтали. Отсчет начинается слева направо, нумерация идет с «0». Выберем для примера верхний левый угол — cut2560-0 (cut256 — это я так обозвал саму карту, не обращайте внимания). Ну вот, карта на экране присутствует. Теперь привяжем ее к мест­ности, поскольку по не привязанной карте можно уйти далеко и надолго.
 
Тут возможны два варианта развития событий: если вы имеете фи­зическую возможность добраться до приметной точки, обозначенной на карте, то это просто замечательно. А вот если нет, то карту привязывать придется либо на этапе конвертирования, либо по приходу, приезду, прилету на место, обозначенное на карте.
 
Для привязки вам нужны две точки с точными координатами. Причем, чем дальше они отстоят друг от друга, тем точнее будет привяз­ка. Я ставил точки прямо из машины, когда ехал на рыбалку — у одного перекрестка первую, у второго — вторую. Ранее, на всякий пожарный, при выходе из дома определился с координатами и поставил еще одну, запасную точку. Чтобы потом не забыть, я сразу обозвал точки по своему — «dom», «pere1» и «pere2».
 
Точки готовы. Замечательно. Идем в «Menu» ➪ «Calibrate». Atlas нас попросит указать первую точку для калибровки. Стилусом подтяги­ваем карту так, чтобы нужное место оказалось прямо под перекрестьем. Для точности можно разок нажать кнопку «Вверх». Карта увеличит мас­штаб, правда, при этом расплывется из-за интерполяции. Не смертельно. Точку привязки будет видно. Поставили место засечки под перекрестье? Жмем на него. Выбирайте нужную точку («pere1»). Таким же путем ука­зываем вторую точку. Если точки находятся на разных экранах, умень­шите масштаб, иначе вас будет караулить баг — тот кусок карты, что был за экраном, не отрисуется. Иногда может быть, что карты на экране не видно. Что ж… Люди мы не гордые, поставим ее принудительно. Заходим в «Menu» ➪ «Map» ➪ «List», и, прикинув по расположению квадратов карты, выбираем нужный кусок. Дальше осуществляем привязку, как на­писано выше.
 
 Основы работы теперь вы знаете. Давайте пройдемся по тем пунк­там меню, которые я выше не затронул. «Menu» ➪ «GPS» ➪ «Details». Частично я уже рассказывал об этом меню, расскажу поподробнее.
 
Маленькое отступление. Как я уже писал в начале, у фирмы GPSPilot есть программа Compass. Этот экран — она и есть. Больше в Compass-е ничего нету. Пробежимся теперь по «Menu» ➪ «Options» ➪ «Database».
 
Как видите, почти ничего хитрого... В верхней части указано сколько точек отмечено, в нижней — подгруженные карты. Есть правда один маленький нюансик — если выделить базу точек, а потом нажать «New», то создастся новая база точек другого типа. Вас попросят указать имя, и какого типа будут точки в этой базе — путевые, аэропорты, горо­да, приводные маяки. Теперь, при маркировке новой точки у вас будет выбор — какого типа поставить иконку.
 
 Вот и дошли мы до маркировки и редактирования путевых точек. Есть два способа отметить новую точку. Щелкнуть по перекрестию на экране. Появится надпись «Center». Нажав на надпись, вы сможете со­здать новую точку, либо переместить в центр экрана карту с существую­щей точкой. При выборе уже существующей точки, она переместится в центр экрана, а если вы создаете новую, вам потребуется ввести название точки, и нажать «New». В следующем диалоговом окне вам предложат ввести более подробные сведения. И правильно. Со временем человек имеет свойство забывать. Лучше сразу написать — «Привал», чем через полгода вспоминать — «…здесь я то ли наступил в медвежьи отходы, то ли потерял рюкзак с продуктами».
 
◆ 1 — Название точки. По умолчанию ставится время и дата отметки.
◆ 2 — Краткое название точки. Не более восьми символов.
◆ 3 — Подробное описание точки.
◆ 4 — Если вы заранее вызвали диалог отметки точки, то, в нужный момент нажав на этот значок, вы обновите координаты до текущих.
◆ 5 — Выбор базы данных для хранения точки, и соответственно, для отображения нужной иконки на карте. Сейчас это точки аэропортов. Второй способ выбора точки: нажатие на «железную» кнопку «Блокнот» вызывает этот же диалог.
 
Если вам понадобилось отредактировать существующую точку, нужно проделать следующие телодвижения: щелкнуть на маркере, на­жать «Center», выбрать точку, которую необходимо поправить, карта с этой точкой переместится в центр, еще раз нажать на маркер, только в этот раз нужно выбирать не «Center», а имя точки. В открывшемся окош­ке с данными активной точки нажать «Menu» ➪ «Edit». Вуаля! Редактиру­ем… Неудобно? А кому сейчас легко?!
 
GPS-навигаторы.  Программы, поддерживающие растровые карты.
 
Работа с программой с помощью кнопок Palm-а:
◆ 1 — Не задействована. По крайней мере, никакой реакции при нажатии на нее нет. В оригинальной документации — тоже ни слова.
◆ 2 — Показать/спрятать экран свойств GPS.
◆ 3 — Увеличить/уменьшить масштаб.
◆ 4 — Изменение масштаба. Программа позволяет запомнить два масштаба пользователя (на экране справа внизу цифры 1 или 2) и режим панорамы (на экране — символ лупы). В данный момент карта показывается во втором пользовательском масштабе. Если карта многослойная, рядом со значком масштаба появляется значок «стрелки вверх-вниз». Если выбрать режим «пользовательский масштаб» и с помощью этих стрелок установить нужный, то Atlas его запомнит. Таким же образом выбирается и второй пользовательский масштаб. Данная кнопка по кольцу переключает «Пользовательский 1» ➪ «Пользовательский — 2» ➪ «Панорама».
◆ 5 — Маркировка новой точки. Первое нажатие вызывает диалог маркировки, второе — собственно маркирует точку. Достаточно актуально в движении — настрелял точек, а потом, в спокойной обстановке разобрался с ними как следует.
 
Ну что ж… Похоже с Atlas-ом мы разобрались. Возьмемся за Tracker...
 
Поскольку подавляющее большинство функций у программ оди­наково, разборки с Tracker-ом будут гораздо короче. Относительно Atlas-а в данной программе появился еще один пункт меню — «Track».
 
Пробежим по пунктам сверху вниз наискосок.
◆ List — список маршрутов. Здесь же создается новый маршрут. Не знаю, чем руководствовались разработчики, но в меню можно либо выбрать существующий путь, либо создать новый, выбрав нужную категорию или создав свою. По умолчанию маршрут называется «New track», и переименовать его невозможно. Вернее, возможно, но «через назад» — надо создать новый маршрут, нажав на кнопку «New», при чем из меню вас автоматом выкинет. Затем нужно опять вернуться в менюшку, выбрать «Details», и вот там уже присвоить нужное имя. Зачем так сложно?
◆ Record/Stop — можно я не буду комментировать?
◆ Pause/Resume — Поставить на паузу/продолжить запись.
◆ Details — А вот и инструмент для смены названия маршрута. Здесь же отображается пройденный километраж с начала записи пути.
◆ Delete — Удалить маршрут. Что-то мне подсказывает, что пункты «List», «Details» и «Delete» можно было сгрести в одну кучу без особого ущерба для окружающих…
 
 Немного различается с Atlas-ом и меню «Map» — появилась опция «Best fit» («Наилучший вид»). Пытается уместить на экране весь пройден­ный маршрут. Остальные пункты изменений не претерпели. Немного переработан экранный интерфейс: в меню маркера добавился еще один пункт — «Set 'to'» — установить точку назначения.
 
В левом верхнем углу появилась дополнительная информация — курс на точку назначения, удаление от нее, примерное время прибытия на точку при данной моментальной скорости. Кликнув по стрелке, ука­зывающей направление на точку назначения, мы увидим очередное меню:
 
◆ Details — информация о точке назначения.
◆ Replace — Поменять точку назначения.
◆ Show/Hide — Спрятать/показать указатель направления и остальную информацию. Спрятанный указатель легко извлечь на свет божий, щелкнув стилусом в том месте, где он должен быть — в левом верхнем углу. Вот, пожалуй, и все отличия от Atlas-а. А вот результат моей поезд­ки в лес со включенной записью маршрута.
 
Нда-с… Видно не очень хорошо. Если присмотреться, выше крас­ной линии прочерчен мой путь. Видите, где путь обведен красным круж­ком, он пересекает озеро. Я озеро не переплывал. Это результат небреж­ной привязки карты. Для информации: карта — «километровка», каждый квадрат — 2 км. Позже я перекалибровал карту по той самой третей точ­ке, которую ставил про запас на выходе из дома — я заменил ей точку «pere1».
 
И Tracker и Atlas — детища одной фирмы, поэтому не удивитель­но, что они пользуются одной базой данных. Это я клоню к тому, что карту привязывать лучше в Atlas-е. Процесс не в пример удобнее и быст­рей. В Tracker-е привязка появится автоматически. Кроме того, у обеих программ общая база путевых точек, что представляет определенные удобства в работе.
29 окт 2007, 17:44
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.