Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Результаты активного слушания


Результаты активного слушания

Результаты активного слушанияХочу снова отметить, что беседа по способу актив­ного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непростою. Однако этот способ быстро за­воюет ваши симпатии, как только вы увидите результа­ты, которые он дает. Их по крайней мере три. Они так­же могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислю их.

1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость уд­ваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слу­шать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда и одной беседе неожиданно разматывается целый клу­бок проблем и огорчений.

Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду игра­ешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА: Ты на него сердита.

ДОЧЬ: Он мою игру поломал!

МАМА: И ты расстроилась...

ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно... (Пауза.).

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...

МАМА: Пойти... (Пауза.).

ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сво­дить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

Как часто мы оставляем детей наедине с грузом раз­ных переживаний своими решительными «Поздно!»,

«Пора спать», в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка перед сном. Многие родители рассказывают, что активное слу­шание помогло им впервые установить контакт со свои­ми детьми.
 
Вот пример из книги Т. Гордона.

Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с ро­дительских курсов, где он познакомился со способом ак­тивного слушания, нашел свою дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. «Я сел на стул, — рассказывал потом отец, — и решил их активно слушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни своей дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!».

3. Ребенок сам продвигается в решении своей про­блемы.

Привожу почти дословно рассказ молодой женщи­ны — слушательницы наших курсов:

«Моей сестре Лене четырнадцать лет. Иногда она приезжает ко мне в гости. Перед очередным ее приездом мама позвонила и рассказала, что Лена связалась с пло­хой компанией. Мальчики и девочки в этой компании ку­рят, пьют, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит меня как-то повлиять на сестру.

В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чув­ствую, что ее настроение портится.

—Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.

—Да, не очень.

—Но ведь у тебя есть настоящий друг.

—Конечно есть — Галка. А остальные... даже не знаю.

—Ты чувствуешь, что остальные могут тебя под­вести.

—Да, пожалуй.

— Ты не знаешь, как к ним относиться.
 
 -Да...

— А они к тебе очень хорошо относятся. Лена бурно реагирует.

—Ну нет, я бы не сказала. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей день­ги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать

—Да-а Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.

—Конечно, не поступают. Вон Галка не дружит с ни­ми и учится хорошо. А мне даже уроки некогда делать.

—Ты стала хуже учиться.

—Учительница даже домой звонила, жаловалась маме.

—Мама, конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль.

—Я очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстра­ивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что — начинаю грубить.

—Ты понимаешь, что грубить плохо, но что-то вну­три тебя толкает сказать грубость, обидеть человека.

—Яне хочу никого обижать. Наоборот, мне все ере* мя кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат...

—Тебе кажется, что тебя обижают и учат... —Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как луч­ше и в чем-то правы.

—Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.

—Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.

—Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей...

—Они даже их обманывают.

—Даже обманывают Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей...

—Вот-вот! Я теперь поняла. Они же с деньгами ме­ня обманули- отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди. Лена поехала домой. Через несколько дней звонит мама.

— Оля, Лена передо мной извинилась. Сказала, что все поняла. И вообще стала другим человеком —ласковая, добрая, с компанией не ходит, чаще сидит дома, делает уроки, читает. А самое главное — сама очень довольна. Спасибо тебе!»
Источник:
15 окт 2007, 09:54
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.