Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Между посредственностью и крайностями


Между посредственностью и крайностями

Между посредственностью и крайностямиОценка «надо же, какая посредственность!» от избытка добрых чувств не дается. Соответственно, и встречи с посредственностью сулят мало приятного. По крайней мере в одном из двух контекстов. Когда узнаешь, что посредственный человек в чем-то тебя обскакал. Или когда понимаешь, что посредственность – это ты сам.

Слово «посредственность» можно понять по-разному, несмотря на явно звучащее сходство с «серединой». С одной стороны, про золотую середину мы все наслышаны: не надо бросаться в крайности, истина посередине, не высовывайся, и так далее. Подавляющее большинство – всегда приверженцы философии золотой середины. И по-другому не бывало ни в какие времена. Крайности украшают искусство, для жизни – надежнее всего держаться посередке.

Причем, к понятию нормы посредственность имеет (сейчас здесь появится каламбур) очень опосредованное отношение. Даже если считать, что норма – это характерное для большинства, то «посредственность» – не столько мерило способностей и задатков, сколько оценка восприятия и целей человека.

Недаром же слово «посредственность» употребляется для явно негативных оценок. Круче всех забирает словарь синонимов, ставя в один ряд: посредственность – бездарность – убожество. Посредственность – тот, кому нужна опосредованность, кто способен воспринимать не напрямую, а только через объяснения, чужие упрощенные трактовки, лишенные глубины. Но вернемся к началу: к моментам встреч с посредственностью, которые могут протекать в одном из трех вариантов.

Посредственность – это я

Случается, что мы оцениваем свои способности выше, чем на самом деле. И чем больше ставки, тем сильнее разочарование.
Предположим, человек с детства мечтает стать химиком, завороженный посещением лаборатории. А когда дело дошло до понимания простейших формул, становится ясно, что химия – это совсем не про него. С этого момента пора принимать решение: нужно ли заниматься тем, к чему нет способностей. И если нужно, то кому? Родителям, которые видят в ребенке продолжателя семейной традиции? Или это дань детской мечте – возвышаться в белом халате над пробирками?

Решение продолжать, несмотря ни на что, должно оказаться взвешенным: скорее всего вершин в выбранной области вы не добьетесь, зато будете стараться на благо своей мечты. Нередки ситуации, когда терпение и труд в итоге перемололо отсутствие таланта – таких немало, например, среди писателей.

Отказ от мечты не надо воспринимать как пораженчество. Вполне возможно, что это окажется даже более взвешенным решением, нежели погоня за мечтой. Главное – не начинать барахтаться в сожалениях по поводу «бездарно потраченных лет жизни» и сил, израсходованных якобы не на то. Спокойно, годы жизни были потрачены на познание собственных возможностей и ресурсов. Независимо от решения «копать» или «не копать» у человека появляется возможность распознать свои возможности и принять себя и свое прошлое. Последнее, как утверждают психологи, – признак зрелой личности и один из шести критериев удовлетворенности жизнью.

Посредственность делает карьеру

Ситуация в некотором роде противоположная: посредственность жизнерадостно чешет по социальной лестнице, оставляя далеко на втором плане умницу, душку и гения (проще говоря, вас). Смириться с этим непросто, гораздо важнее проанализировать, почему так происходит. Вариантов, как водится, может оказаться немало: наша посредственность обладает невероятными социально-коммуникативными навыками; в сообществе ценятся глупые, но преданные; вы неверно оценивали посредственность; вам не хватает определенных качеств для успеха, и т.д.

Считается, что мы живет в эпоху господствующей заурядности, и виновата в этом массовая культура, разжевывающая, объясняющая на пальцах и упрощающая для обывателя все возможное и невозможное. Виновато телевидение, переводящее все на визуальный язык. Виноваты глянцевые журналы, рассказывающие о научных открытиях языком для дошколят. Виноват технический прогресс, позволивший каждому «творить» изображения, музыку, тексты, да еще и выставлять их на всеобщее обозрение.

Словом, куда ни глянь – всюду виноватые. Пока можно сделать только один вывод: грань между массовым и элитарным стала призрачной. Время для других выводов еще не пришло.

Но при любых раскладах, ни посредственность, ни крайности никуда не исчезнут: вопрос лишь в их соотношении друг с другом. Когда начинает ярко доминировать посредственность, эпоха считается серой убогой. Соответственно, когда крайностей становится слишком много – это ведет к расшатыванию устоев.

Соотношение посредственности и крайностей можно сравнить с функцией мужского и женского пола в эволюционной теории: один пол сохраняет наиболее удачные, проверенные естественным отбором признаки, другой – нащупывает новые направления развития.


Посредственность как образ жизни

Но что бы ни диктовала эпоха, у человека всегда остается он сам. И самая большая опасность – не столько страдать под гнетом посредственности, сколько сознательно для себя выбирать развитие по пути наименьшего сопротивления: ВУЗ похуже, но с наименьшим проходным баллом, работа попроще, зато поспокойнее, жена без придури, зато все довольны.

Увы, путь, при котором человек сознательно реализует минимум своих способностей, при кажущейся простоте и бесконфликтности, к счастью так и не приводит. Подмечено, что для того, чтобы человек был доволен собой и жизнью, помимо уже названного принятия себя, понадобятся: автономность (то есть, физическая и эмоциональная независимость от окружающих); компетентность в какой-либо области, признанная окружающими; способность контролировать собственную жизнь и личностный рост. А где же их взять, если именно этого человек постоянно избегал?
22 июн 2007, 10:03
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.