Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » сватовство по-беларуски


сватовство по-беларуски

сватовство по-беларускиСвадьба всегда занимала важное место в жизни человека. Во все времена и у всех народов она воспринималась как нечто таинственное, как переход от одного жизненного состояния к другому, как некая качественно новая стадия бытия. Вот только раньше свадьба, как и другие важные события в жизни наших предков, сопровождалась разнообразными обрядами. Они сопровождали людей всю жизнь, и люди, дабы не гневить Богов, послушно их выполняли, зная при этом их смысл. Свадьба была не исключением. Для того чтобы пожениться, молодые люди должны были соблюсти кучу обрядов и ритуалов, выполнить кучу действий, чтобы, как говорят, не упасть в грязь лицом.

Беларускую свадебную обрядность условно можно разделить на четыре этапа: сватовство (сватанне), предсвадебная обрядность, собственно свадьба, послесвадебные обряды.

Свадьбы на Беларуси начинали играть по обыкновению, осенью или в конце лета, когда все сельскохозяйственные работы подходили к концу, появлялось свободное время и достаток, если, конечно, урожай был богатым.

Надо отметить, что до начала 20 века молодежь вступала в брак до 18 лет. Девушки старшего возраста считались переростками, и родители были готовы отдать их «хоць за каго, абы не засталася стараю дзеваю». В брак вступали чаще всего по воле родителей, однако в этом важном вопросе, конечно в какой- то мере, учитывали пожелания молодых.

Наши предки-язычники представляли свадебные процессы в форме купли-продажи девушки. Такие представление сохранились у восточных народов, где, порой жених ни разу в жизни не видел невесты. Отсюда и последнее слово за родителями. Считалось, что выбор родителей сулит молодоженам счастье и хорошую совместную жизнь. Хотя так получалось не всегда, верили, что старшим виднее…

Первым шагом на пути к предстоящей свадьбе было сватовство.
Случалось так (вплоть до начала 20 века), что девушка, как городская, так и деревенская, чаще всего выходила замуж за совершенно незнакомого человека. В этом случаи сватовство выступало, как «примерка», как притирка…Главный смысл обряда — это договор о поставке невесты из одного населенного двора в другой, о смене жительства девушки. Иначе, сватовство — обряд, во время которого сваты — представители семьи жениха договаривались с родителями взрослой девушки о выдачи её замуж за парня, интересы которого они представляют. Выбор невесты — это важное и серьезное решение. Все лето родители парня присматривались к девушкам, выбирали более работящую, богатую и красивую. Наконец, когда выбор пал на наиболее подходящую (хотя всегда были запасные варианты), родители снаряжали сватов.

В сваты, а их обязательно было нечетное количество, приглашали крестного отца — чаще всего он был главным сватом и дядей парня. Сюда же включался отец жениха. Всего набирали 5 -7 человек, не считая самого жениха. Если сватовство проходило на территории одной деревни, то присутствие жениха было необязательным.

Ещё до 19 века сватать выезжали после полуночи. Позже данный обряд стали совершать ближе к вечеру, когда начинало смеркаться. Непосредственно перед сватовством мать потенциального жениха собирала сватам круглый хлеб, соль и бутыль водки или самогонки. Несколько минут сваты сидели в доме жениха — «на дорожку».

Свататься ехали на конях, которых были запряжены в повозку с колокольчиками, дабы отогнать злую силу, которая непременно попытается помешать. Коней запрягали даже в том случаи, если предполагаемая невеста жила в соседнем доме. В этом случаи не ехали сразу к воротам, а объезжали почти все окрестности, чтобы путь был долгим. Делалось, это, наверное, для того, чтобы жених имел возможность обдумать все как следует. А может и повернуть назад.

Приехав в гости к девушке, сваты не сразу заходили в дом. Стоя около крыльца, они громко между собой о чем-то говорили и спорили. Такое непристойное поведение, да еще не в своем дворе нужно было для того, чтобы хозяева догадались по крикам о сватах и, чтобы девушка успела спрятаться или уйти в другой дом. Откуда её приглашали только после положительного результата переговоров. А если договор не был заключен, то и «товар» не показывали.

Так вот, стоят сваты под дверью. Услышав их разговоры, хозяева выходят во двор и говорят: «Што за людзі будзеце? Чаго да нас заблудзілі?»На что поступал ответ: «Ды вось дачулі мы, што ў вас ёсць цялушка на продаж. Ці не маглі б Вы нам паказаць яе?» или «Былі мы на паляванні і гналіся за куніцаю, а яна ў Ваш двор забегла, дык ці не дазволіце пашукаць яе?» или «Мы купцы, ці няма ў Вас добрага тавару на продаж?» Иносказательная форма приветствия уходит своими корнями в глубину веков. Люди всегда боялись нечистой силы. Это факт. Чтобы ввести её в заблуждение и говорили про телушек, куниц, купцов и про разную живность. С этой же целью и выезжали сватать ночью или вечером, чтобы нечистики не смогли быстро сориентироваться в ситуации. Следовательно, дезориентированная нечисть, беспомощно лупая глазами, смотрела на счастливых людей. Свадьбе она уже не могла помешать. Ну, только дождь нагнать, но это же пустяки по сравнению с торжеством…

Родители невесты, внимательно выслушав сватов, соглашались или отказывались показывать «товар». В случаи согласия, сваты приглашались в дом. Уже внутри человеческого жилища прямо говорилось о цели своего приезда. На стол ставили привезенные гостинцы. Разговор шел сначала, конечно, о приданом. Сваты старались выторговать приданое — «пасаг». Обсуждалось все — количество денег, домашняя скотина, имущество, земля. Если во время застольных разговоров, бутылка горячительного была выпита, а хозяин ставил вторую, то это значило, что родители невесты согласны. Как только на стол подавалась вторая бутыль, мать невесты обвязывала сватов ручниками. Бутыль же сватов девушка забирала себе, насыпала туда зерно и обвязывала её красной ленточкой со своей косы. Эту бутылку мать прятала за иконы. На свадьбе, когда молодые уже ехали на венчание, она обсыпала их зерном из этой бутыли — «аддавала дачушцы долю». Во многих регионах Беларуси в этот момент приглашали к столу жениха и невесту, чтобы услышать их согласие на свадьбу. Если же девушка была против такого поворота событий, то её начинали уговаривать, обещать различные подарки. После положительного результата сватовства гости просили подарок для жениха — залог согласия. Во многих населенных пунктах нашей страны в этот же день отмечали и «запоіны» — что-то вроде репетиции помолвки. Обязательной едой на таком «полупраздничном» ужине были яичница и сыр.

Однако, кроме положительного результата, естественно, существует и отрицательный.
Отказ сватам никогда не считался личным оскорблением. Хотя, конечно, сваты чувствовали себя немного не в своей тарелке. Наиболее невоспитанные сваты могли нанести обиду девушке и всей её семьи, вымазав дегтем ворота, что значило полное неуважение и презрение. Конечно, потом при всем честном народе надо было отмывать ворота. Смотрится это, мягко говоря, неэстетично…. По дороге неудавшиеся сваты могли разбить бутыль водки. Часто разбивали об ворота, чтобы девушка никогда не вышла замуж.

В любом случаи рано или поздно сватов настигала неимоверная удача. Все начинали готовиться к свадьбе, где обязательно гуляла вся деревня.

Конечно, перед свадьбой, молодые должны были пройти и «запоины», и «заручыны», и совместные встречи, и девичники, и мальчишники. Для них это было ново, а значит и интересно.… Но это совсем другая история. Источник:
09 мар 2007, 16:42
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.