Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » Что ждет отечественный автопром после вступления России в ВТО?


Что ждет отечественный автопром после вступления России в ВТО?

 Увеличить картинкуВ начале прошлой недели наконец стало известно о том, что Россия и США договорились по всем принципиальным условиям двустороннего соглашения о присоединении РФ к ВТО. Для некоторых промышленных отраслей это станет долгожданным событием, но только не для российского автопрома, которому придется выдержать серьезные испытания. Проблемы у отечественного автомобилестроения созрели, конечно, не сегодня, да и о  намерении вступить в ВТО стало известно не вчера: переговоры велись долгих 13 лет. Тем не менее, многие эксперты и аналитики всерьез опасаются, что это решение будет смертельным ударом по автопромышленности.

Откуда такой пессимизм? Ведь в результате переговоров было достигнуто соглашение, что ни одна пошлина не уменьшается с даты присоединения РФ к ВТО, а либерализация тарифов по отдельным позициям будет осуществляется в течение переходного периода от одного года до семи лет. А это означает, что у отечественного автопрома есть семь лет в запасе, чтобы модернизировать производство и создать конкурентоспособную продукцию, которая будет пользоваться спросом не из-за низкой цены, а по качественным характеристикам.

В течение семи лет после вступления в ВТО пошлины на ввоз новых легковых автомобилей будут снижены с 25 до 15%, сообщил заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Андрей Кушниренко в пятницу на конференции «Автофорум-2006». Снижение пошлин начнется с января 2008 года и закончится в конце 2015 года. При этом основное снижение придется на последние три года, добавил он. Первые четыре года ставки будут снижаться на примерно один с небольшим процент. А в 2012 году будет введена единая ставка 20%. Наиболее активно ставка импортной пошлины будет сокращаться в оставшиеся три года, и к 2015 году она дойдет до 15%. При этом пошлины на подержанные иномарки за этот период снизятся с 25 до 20%. По мнению г-на Кушниренко, семилетний переходный период будет положительным для российских предприятий, для которых вступление в ВТО будет в принципе болезненным. Решение о снижении таможенных пошлин на ввоз новых иномарок напрямую ударит по российским автопроизводителям. Уже сейчас налицо потеря рынка отечественными заводами, а после вступления в ВТО эта тенденция может ускориться.

Безусловно, снижение пошлин на иномарки ухудшит дела российских автопроизводителей, однако говорить о том, что они полностью уйдут с рынка, нельзя, полагают эксперты. Российские компании обладают разветвленной дилерской сетью, достаточна и аудитория лояльная к российским брендам. Тем не менее, как считают участники рынка, если российские производители не изменят свою стратегию, то можно ожидать снижения их рыночной доли на 2-3% в год. Стоит напомнить, что еще в 2003 году на продукцию "АвтоВАЗа" приходилось 63% российского рынка. В то время как по итогам 2006 года его доля упадет ниже 40%.

Массово выйти на европейский рынок, при нынешних условиях, российские автозаводы тоже не смогут. Европейцы научились использовать другие механизмы, помимо ввозных пошлин, для защиты собственных интересов, в частности, активное использование стандартов соответствия экологическим нормам будет закрывать путь в Европу для российских машин и после вступления в ВТО.

Наши чиновники уверяют тем не менее: проблему сможет решить промышленная сборка "иностранцев" в России. О желании работать в России в этом году заявили сразу несколько крупных концернов. Сейчас иностранные концерны, открывая в России сборочные производства, прилично экономят - по подсчетам экспертов, до 30%. Происходит это благодаря дешевой рабочей силе, поддержке государства и льготным пошлинам на автокомпоненты. Впрочем, их сладкая жизнь продлится недолго. Снижение пошлин через семь лет, по мнению экспертов, сделает сборочное производство менее рентабельным. "Сейчас при уровне пошлины в 25% иностранцам выгодно размещать производство в РФ, однако при 15% проще будет ввозить уже готовый автомобиль", - отмечает исполнительный директор объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. Тяжелое положение иностранцам в России предсказывает и Виктор Пашков, отмечая, что многие сборочные производства будут вынуждены сократить объемы выпускаемой продукции. В этом случае специалисты не исключают и вероятность дефицита, который одними заграничными поставками не решить.

В то же время эксперты говорят, что окончательное исчезновение отечественному автопрому скорее всего не грозит. Российские предприятия могут выжить за счет выпуска специальной техники, например, для силовых структур или машин для работы в северных районах. Российское правительство подобная ситуация не пугает. Более того – чиновники полагают, что, если российские автопроизводители не смогут приспособиться к изменившимся правилам игры за переходный период, то российское автомобилестроение ничто не спасет.

Впрочем, время пока есть – в течение ближайших 4 лет никаких радикальных изменений не последует. Потребители от членства страны в ВТО лишь выиграют: ужесточение конкуренции на внутреннем рынке приведет к повышению качества товаров и услуг и к их удешевлению. Недорогие иномарки, по большей части азиатских автопроизводителей, приблизятся либо практически сравняются в цене с вазовскими машинами. По мнению экспертов, весьма вероятно снижение цен и на отечественные автомобили – хотя захотят ли их покупать россияне к тому времени, когда в полную мощность заработают новые иностранные автозаводы, это еще вопрос.

Источник: Eowen
27 ноя 2006, 19:59
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.