Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» Трамвай с манией величия в вогограде


Трамвай с манией величия в вогограде

Трамвай с манией величия в вогоградеВолгоградская "подземка" готовится отметить 30-летний юбилей

5 ноября исполнится 30 лет со дня пуска в эксплуатацию первой очереди волгоградского скоростного трамвая. Сегодня в честь знаменательной даты МУП "Метроэлектротранс" выпустил на линию празднично оформленный трамвай. Кроме того, яркие стикеры на передних стеклах, оповещающие жителей и гостей города о предстоящем юбилее "подземки", появятся на остальных вагонах СТ.

 

Первый и единственный

 

А начиналось все за столом заседаний Кабинета Министров РСФСР. На дворе были 70-е годы, электрификация всей страны уже была далеко в прошлом, воспоминания о минувшей войне потихоньку вытеснялись насущными проблемами - и правительственные умы всерьез озаботились вопросом стремительного развития поствоенных городов. Мегаполисы росли, вытягивались в длину и ширину, "заселялись" заводами и фабриками. Люди нуждались в новом виде транспорта: имевшиеся в наличии автобусы и троллейбусы уже не справлялись с нагрузкой. Показательным примером стал Волгоград: он всегда был, пожалуй, одним из немногих городов РСФСР, чья линейная архитектура застройки требовала особого, индивидуального подхода к решению транспортных вопросов. К середине 70-х годов найти свободное место в электричке или трамвае было очень нелегко, и вопрос о чисто пассажирской железной дороге был поставлен, что называется, самой жизнью. Метро городу не полагалось: тогда в Волгограде проживали около 800 тысяч человек, тогда как метрополитеном награждались у нас в стране лишь города-миллионники. И тогда было найдено оригинальное решение - скоростной трамвай! Первый в РСФСР и до сих пор единственный в России - ничем не хуже московского метро!

 

Хитрый ход

 

Строительство уникальной подземки началось в 1976 году. К делу подошли основательно: чтобы миновать наиболее оживленные участки магистрали, под центром Волгограда был сооружен более чем трехкилометровый участок с тремя станциями, которые соответствовали всем метростандартам. Кроме того, была проложена наземная часть маршрута, реконструированы участки путей и остановки наземного трамвая, вошедшие в состав линии. В строительстве были задействованы три организации: "Волгоградстрой", "Приволжтрансстрой" и "Харьковметрострой", а сам проект был разработан московским институтом "Метрогипротранс".

Стройка шла восемь лет. Для того чтобы соблюсти все технические требования, строители на ходу изобретали революционные маневры. Вот один из них: все знают, что перед улицей Бакинской расположен так называемый "северный портал", являющийся выходом тоннелей на поверхность. На первом же подземном перегоне тоннели проходят друг над другом, образуя перекрещивание, - то самое уникальное решение, найденное строителями. Дело в том, что трамваи "Татра Т-3", как правило, курсирующие на маршруте СТ, имеют двери только с правой стороны, а платформы на наземных и подземных станциях расположены с разных сторон. И, поскольку двухсторонних трамваев на момент создания волгоградского метротрама не существовало даже на Западе, единственным выходом стала перемена направления движения с правостороннего - на левостороннее и обратно. Обратно тоннели перекрещиваются перед эстакадной станцией "Пионерская".

 

Прорыв

 

Итак, в 1984 году первые скоростные трамваи двинулись от тракторного завода до Ворошиловского района - к станции "Площадь Чекистов". Это было настоящим прорывом: даже при проектировании создатели волгоградского метротрама не рассчитывали на такой успех: скорость передвижения по трамвайной магистрали удалось увеличить в среднем в два раза - до 28 километров в час! Соответственно, затраты времени на поездку сократились на четверть. Это был грандиозный социальный эффект, который одновременно показал, что строительство подземного тоннеля необходимо продолжить. Примечательно, что еще в 70-е годы разработчики проекта предвидели, насколько наши дороги будут перегружены транспортом и что альтернативы скоростному трамваю в городе просто нет.

Жмем на "пуск"

Перестройка, гражданская нестабильность, распад СССР и последующие за этим экономические неурядицы надолго затормозили процесс продолжения строительства СТ в Волгограде. Вторая очередь превратилась в самый известный в городе памятник долгострою: уже имеющиеся конструкции и тоннели лишь поддерживали в более-менее рабочем состоянии, тратя на это, к слову, ежегодно по 20 миллионов рублей. Но иначе можно было потерять и тот базис, с которого в 2002 году стартовало-таки строительство второй линии. Деньги, необходимые для продолжения работ, потекли сначала маленьким неуверенным ручейком: примерно по 24 миллиона рублей, потом "напор" увеличился. Пик оживления пришелся на 2007 год, когда вопросами строительства СТ занялись непосредственно первые лица государства: средства на работы начали исчисляться сотнями миллионов.

 

Откроем тайну

 

Над дизайном трех подземных станций - "Профсоюзная", "ТЮЗ", "Ельшанка" - работали как местные, так и зарубежные специалисты. Протяженность самой линии - почти семь километров: три с половиной в одну сторону и три с половиной в другую. А все расчеты вела... женщина - кстати, единственная в Волгограде специалист такого уровня.

Каждая станция неповторима: например, "ТЮЗ" - это огромный купол, накрывающий большую сцену. Двухуровневая "Ельшанка" облицована мрамором, привезенным с берегов Енисея. Над платформой станции "Профсоюзная" нависают балконы и проходы - при создании этой станции дизайнеры попытались повторить облик столичной станции метро "Комсомольская" с ее незабываемыми антресолями.

Сегодня протяженность линии СТ составляет 17,3 км (в том числе 7,3 км - подземный участок). Здесь функционируют 22 станции, пять из них – подземные, одна – на эстакаде. Линия скоростного трамвая соединяет пассажирским сообщением пять из восьми районов города – Тракторозаводский, Краснооктябрьский, Центральный, Ворошиловский, Советский. Ежедневно на маршруты выходят 37 единиц подвижного состава, включающего в себя двух и трехсекционные вагоны.

Линия СТ проложена по обособленному полотну и не создает помех другим видам транспорта. Она оборудована уникальной системой автоматической локомотивной сигнализации и автоматического регулирования скорости, что обеспечивает безопасность движения составов. Аналогов подобной системы в России нет.

Источник: oblvesti.ru
11 окт 2014, 18:59
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.