Последние новости
09 дек 2016, 20:32
В Волгодонске  состоялось первенство Ростовской области по плаванию по программе...
Поиск

» » » » Как обмануть психолога на собеседовании


Как обмануть психолога на собеседовании

обмануть психолога на собеседованииобмануть психолога на собеседованииХороших вакансий мало, соискателей - тьма. Работодатель может позволить себе выбирать и позволяет. Без собеседований, тестов и полиграфа до вожделенного кресла не добраться.

Беда в следующем: мы - такие веселые, креативные и общительные в жизни - в кресле агентов по найму сникаем и мямлим что-то непотребное... Словом, ловите инсайдерскую информацию.

Психолог-фейсконтрольщик. Интервью с рекрутером кадрового агентства, психологом или опытным в области подбора эйчаром - это первый шаг на пути в компанию. Ваш интервьюер на этой встрече лишь выполняет функции «широкого сита». Главная его задача - отсеять заведомо не подходящих и привести на собеседование к руководителю действительно интересных. За ним - заказчиком - последнее слово сообщает psychologov.net.

Психолог, проводящий входное собеседование, редко способен в полной мере оценить ваш профессионализм. От него это и не требуется. В первую очередь он выявляет и задерживает на входе «неудобных сотрудников». Это кандидаты с такими личными характеристиками, которые в дальнейшем будут мешать выполнять порученную работу не только им самим, но и коллегам. Интервьюер ищет и отсекает акцентуации, т. е. слишком рельефные, мешающие личностные черты. «В корзину» - слишком замкнутых и застенчивых. Хотя и избыточно, до навязчивости говорливых - туда же.

Интервью. Поведенческое интервью - самая популярная форма первого собеседования. Просто «треп за жизнь»: «Опишите ситуацию, когда вы добились значительного успеха... Теперь ситуацию, когда вы столкнулись с неудачей». Рассказывайте. Не зарываясь в детали, четко, по существу. Не старайтесь приукрасить себя. Ответ «у меня не было неудач» - инфантильное вранье: они у всех бывают. Кроме того, если у человека нет опыта переживания неуспеха, велика вероятность, что, столкнувшись с проблемой, он сорвется и поведет себя неадекватно. Но не увлекайтесь. Опыт неудач не должен доминировать над опытом успеха ни по длине, ни по эмоциональной насыщенности рассказа.

Тест. Вариантов тестов немного. Скорее всего, на IQ (коэффициент интеллекта) либо длинный или не очень личностный опросник (ММPI, 16PF). После заполнения бланков рекрутер получит «личностный профиль» - упрощенный и обобщенный список ваших характеристик. Тесты и опросники - это еще одно «сито», с еще более широкими ячейками. Ну, недосуг психологу со всеми общаться! Поэтому для личной беседы выберут лидеров по тесту интеллекта и тех, у кого по опроснику «шкала лжи» не зашкаливает.

Кейсы. Сложный, но более интересный вариант - кейсы (англ. case - «случай», «дело»). Вам дадут описание одной или нескольких рабочих ситуаций и предложат, исходя из полученной информации, принять решение о дальнейших действиях и обосновать его. Тут есть где развернуться и продемонстрировать профессионализм. Думайте, задавайте вопросы, уточняйте суть задания. Но не переусердствуйте. Не надо слишком настойчиво доказывать сотруднику, что вам дано неправильное описание и в жизни так быть не может. Очевидные ляпы отметить можно, а дальше решайте, опираясь на полученную информацию. Интервьюер, скорее всего, понимает суть кейса меньше вас. Его задача - развернуто зафиксировать ответы, чтобы была ясна логика рассуждений.

При этом психолог внимателен не только к тому, как вы справляетесь с кейсом, но и к тому, готовы ли вы вообще решать новые задачи и ставить под сомнение привычные правила. Если вы с ходу отвергаете предложенный кейс как «не соответствующий правде жизни», вам жирный минус за отсутствие открытости новому опыту.

А дальше бланки с записями пойдут на стол к специалисту в вашей профессиональной области, возможно, будущему руководителю. По этим записям он и решит, с кем ему лучше встретиться.

Ассессмент-центр. В компаниях, готовых серьезно вкладываться в отбор персонала, вам предложат принять участие в ассессмент-центре. На нормальном языке - центре оценки. Даже если вы сомневаетесь, что хотите работать в компании работодателя, но у вас есть свободное время, сходите - не пожалеете. Процедура длится один рабочий день и представляет собой серию деловых игр, в ходе которых вы сможете попробовать себя в различных ролях. При этом действия кандидатов в каждом упражнении оценивают специально подготовленные наблюдатели.

Задача участника - проявить себя, выделиться из общего потока. С другой стороны, не «перегнуть палку» и, демонстрируя лидерские качества, не забывать, что может оцениваться и способность работать в команде.

Провокации. Ловушки для соискателя незамысловаты, но тем не менее большинство в них с удовольствием попадает.

«Я прекрасен» - психолог ненавязчиво поддерживает любые ваши позитивные высказывания о себе, хвалит, просит привести больше примеров вашей успешности. Знайте меру, избыточное хвастовство - пример некритичного отношения к себе и неадекватной самооценки.

«Вокруг одни уроды» - психолог может делать вид, что согласен и сочувствует вашим негативным высказываниям в адрес других, возможно, действительно обидевших вас и несправедливых по отношению к вам людей. Но для себя он сделает вывод, что вы неуживчивы и в первую очередь видите в людях недостатки.

Фраза «Старая работа была плохая» - один из маркеров «отправки в корзину». Соискатель ушел с прежней работы не для того, чтобы добиваться, развиваться, достигать и т. п., а из-за маленькой зарплаты, плохого начальника, «далеко ездить», «долго не повышали» и т. п. Следовательно, у вас нет целей и планов, а есть только желание избежать прошлых неудач.

Так что будьте немногословны, старайтесь отвечать честно и помните: вы не на сеансе психоаналитика.

Ключевые тезисы

• Не только вас оценивают, вы тоже оцениваете компанию, в которой вам предстоит работать.

• Никто, в том числе и психолог, не ставит ловушек специально против вас. Цель собеседования - понять, кто вы такой и подходите ли для этой работы.

• Вы хотите понять, кто они такие и подходит ли вам эта работа. Они хотят понять, кто вы. Ваши цели совпадают.

• Не надо пытаться продать себя «подороже». Ведь вы не товар, который можно оставить и уйти, вам придется ежедневно доказывать адекватность цены.

• Не критикуйте и не возражайте, а наблюдайте и (если хотите) играйте по предложенным правилам. Тогда вы непременно выиграете.

• Не ставьте себе цели «пройти это собеседование во что бы то ни стало», ведь вы в поиске, и если вы не подошли компании, значит, и компания (во всяком случае, в данный момент) не подходит вам.

• Не занимайтесь поиском ловушек, из-за этого вы будете чувствовать себя скованно, а значит, получите минус за коммуникативные качества.

• Не пытайтесь казаться тем, кем вы не являетесь. Специалисту это всегда заметно, даже если у вас есть актерские способности.

• Не пытайтесь привлечь внимание к своей индивидуальности, акцентировать персональные черты, предпочтения. Держитесь по возможности нейтрально, обсуждайте преимущественно профессиональные темы.

• Не декларируйте яростно свои политические, религиозные или эстетические воззрения (если, конечно, с ними не связана профессия).

• Не используйте жаргон и мат.

Шкала лжи

(Или шкала социальной желательности.) Вспомогательная шкала, присутствующая в большинстве опросников. Часть вопросов используется для оценки, насколько респондент склонен давать так называемые социально желательные ответы, т.е. отвечать не правду, а то, что одобряется в обществе. На профессиональном языке психодиагностов - «суждения, репрезентирующие прототипическое поведение с точки зрения существующей морали». Примерами вопросов из шкалы лжи могут служить следующие высказывания:

• Я никогда не лгу;

• Я всегда говорю людям правду о своих намерениях в отношении их;

• Я никогда не опаздывал на встречи;

• Я всегда уступаю место в городском транспорте;

• Я никогда не сплетничаю.

Разработчики опросников понимают: каждый человек, отвечая на вопросы, стремится приукрасить себя. Но если количество социально желательных ответов превышает статистически значимую норму, результаты опросника отбраковываются и не принимаются к дальнейшему рассмотрению.

Вопросы-ловушки и вопросы-развилки

Учтите: психолога мало интересуете не только вы, но и ваши ответы. Стремясь произвести благоприятное впечатление на собеседника, мы склонны приукрашивать свое поведение. Еще чаще - избегать рассказа о тех ситуациях, в которых мы были не на высоте. Но отказ рассказывать о серьезных трудностях на предыдущем месте работы говорит психологу не о том, что их не было, а о том, что вы не готовы анализировать неудачи и делать выводы из ошибок. В результате в отчете рекрутера может появиться примечание о низкой личной и управленческой зрелости кандидата.

Настораживает ответ о полной бесконфликтности и, понимая, что без конфликтов не функционирует ни одна организация, интервьюер начинает широкое зондирование, пытаясь выяснить, как на самом деле респондент воспринимает конфликты и как ведет себя в «острых» ситуациях.
27 дек 2011, 10:09
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.