Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Психология личности » Западноевропейская философия средних веков

Западноевропейская философия средних веков

Западноевропейская философия средних вековЗападноевропейская философия средних веков: разум и вера, истина и знание, сомнение и откровение. Кризис веры и разделении философии и теологии.

Философия феодального общества, развивавшаяся в эпоху от крушения Римской империи ( V век ) до возникновения ранних форм капиталистического общества ( XIX-XV вв. ). Античное философское наследие было утрачено и оставалось до второй половины XII века неизвестно ученым Западной Европы. Философская мысль средних веков своими корнями уходит в единобожие ( монотеизма ).

 

К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и именно с ними связано развитие европейской философии средних веков. В Европе христианская религия в двух разновидностях: римский католицизм, византийское православие.Философия стала "служанкой благословия". Крупнейший богослов и философ-мистик АвгустинБлаженный ввел в систему учений христианской философии ряд идей неоплатонизма. ( "О граде божием" христианская концепция всемирной истории ). Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учении о познании.

 

Средневековое мышление по существу своему теоцентрично. Личный характер христианского бога не позволяет мыслить его в терминах необходимости: бог имеет свободную волю. Соответственно и человек - образе и подобие бога - воля выступает на первый план, а потому в средневековой философии переосмысливается греческая антропология и характерный для античности рационализм в этике. Если в античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века он в вере, а значит, перенесен из разума в волю. Для Августина все люди суть не что иное, как воли. Бог создавал человека по своему подобию, а потому должен был сделать его царем и владыкой над всеми тварями.

 

А царю необходимы две вещи: свобода, царствование. И бог наделил человека разумом и свободной волей, то есть способность суждения и различения добра и зла: это и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящем из телесных вещей и существ, бог дает ему тело и животную душу - связь с природой. С середины XII века главное сочинение Аристотеля ( "Метафизика" ) переведено на латынь. Встреченное церковью вначале враждебно, учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства.

 

Отныне учители схоластики превращаются в толкователей и систематизаторов Аристотеля. Они приспосабливают аристотелизм к своим религиозным и философским понятиям, догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля ( напр., геоцентрическую систему мира ), отвергают все поиски нового в науке. Главными систематизаторами схоластики в XII веке были Альберт Великий, Фома Аквинский и Иоанн Дунс Скот. Наиболее высоко церковь оценила деятельность и учение Фомы Аквинского: перечислила его к лику "святых", а во второй половине XIX века объявила его учение своей официальной философской доктриной.

 

В XII веке одновременно с тремя систематизаторами схоластики действовали некоторые видные философы, крупнейшим из которых был Р. Бэкон. В его учении уже звучит протест против социальных основ феодального общества. Призывал к опытному изучению природы. Цель науки видел в увеличении власти над природой. Развитие в XIII веке городов, торговли, ремесел способствовал к некоторому подъему философии, и в частности номинализма, крупнейшим теоретиком которого был Оккам ( бытие бога не может быть доказано с помощью разума оно основано исключительно на вере ).


Возникновение культуры гумманизма, возобновление античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания привели к тому, что передовая философия перестает играть роль служанки богословия.


Схоластика ( греч. scholasticos - школьный ) - средневековая "школьная философия", представители которой- схоласты- стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античной философии ( Платона и особенно Аристотеля ). Большой место в средневековой схоластике занимал спор об универсалиях.


Неоплатонизм - реакционная мистическая философия эпохи упадка Римской империи ( III-VI в. ). Идеалистическая теория идей Платона приняла в неоплатонизме форму учения о мистической эманации ( излучении, истечении ) материального мира из духовного первоначала. Материя лишь низшее звено в иерархии вселенной, эманация "мировой души", над которой возвышается "дух", а еще выше-"первосущность", или "единое". Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатонизму, не посредством опыта и разума, а путем мистического экстаза.


Номинализм ( лат. nomen - имя ) - направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами единичных предметов. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

24 мар 2010, 13:04
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.