Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск



Бизнес деятельность

Бизнес деятельностьЕще с университетской скамьи, в те годы, когда в стенах факультета психологии МГУ безусловно доминировала "теория деятельности" А. Н. Леонтьева, и позже, когда в уникальной научной школе профессора М. Г. Ярошевского нам приходилось заниматься исследованиями социально-психологических процессов в научных группах и лабораториях, мы приучили себя к мысли, неоднократно помогавшей впоследствии по мере приближения к решению практических задач: постигать психологию в отрыве от понимания деятельности, в которую погружены люди, - занятие достаточно схоластическое. Поэтому прежде, чем говорить о психологии бизнеса, попробуем определиться с тем, что представляет собой сама эта деятельность, полагая при этом, что слово "психология" понятно читателю и не требует специальных определений.

Определение природы бизнеса.
Самый простой способ определить какое-либо понятие - это заглянуть в энциклопедии и справочные издания. Поступили так и мы, пройдясь по справочным полкам крупнейших библиотек, - и были достаточно ощутимо разочарованы.  Нельзя сказать, чтобы о бизнесе не было написано ничего, - разумеется, нет. Однако, как оказалось, в справочниках и энциклопедиях вовсе нет желаемого единодушия и лаконичности, которые украсили бы вводную главу книги однозначными и четкими определениями. 

 

Что же, неоднозначность и противоречивость в определениях также может стать поводом для анализа и, следовательно, более глубокого понимания. Разночтения порой могут дать не менее интересное представление о сути происходящего, чем только совпадения мнений, и потому мы приглашаем читателя еще раз вместе с нами пройтись по избранным местам справочных изданий.  Проще всего обстоит дело с Большими Советскими энциклопедиями. Слова "бизнес" там нет и в помине - как в первом издании 1927 г., так и в последнем - 1976 г. Это, с одной стороны, понятно, поскольку в СССР бизнеса как такового не существовало. Однако он существовал во многих других местах земного шара, и Энциклопедии должны были как-то выразить свое представление о нем.

 

Такое представление действительно появляется во 2-м издании 1950 г., когда еще свежо было впечатление от соприкосновения с Западом после Отечественной войны 41-45 г.г.  Определение, приводимое здесь, при всей его явной идеологической нацеленности, имеет во многом психологический характер: "Бизнес (буквально - дело, сделка, коммерческая деятельность, бизнесмен - коммерсант, делец) - распространенный термин среди капиталистов Англии и особенно США. Капиталисты и их прислужники, буржуазные экономисты и политиканы, в целях одурманивания трудящихся масс распространяют вредоносные иллюзии, будто каждый человек, участвуя в каком-либо Б., может стать в будущем капиталистом и даже миллионером...".

Определив таким образом свое понимание мотивации человека, идущего в бизнес, а заодно очертив и основной ареал использования понятия (Англия и США), автор статьи далее останавливается олько на двух ключевых моментах, определяющих, с его точки зрения, истинную природу бизнеса. Используя известный в формальной логике прием представления единичного как всеобщего, он указывает на то, что стремление к миллионам приводит бизнес к изготовлению некачественных лекарств в медицине и, соответственно, к потере трудящимися возможности сохранить свое здоровье, а стремление капиталистов наживаться на военных поставках обуславливает милитаристическую кровожадность капиталистических государств.

 

Этих двух обвинений, ориентированных на важные для каждого человека ценности - здоровье и мира, - оказывалось достаточно для того, чтобы возбудить в читателях требуемое чувство "классовой ненависти".  В гораздо более сжатом виде подает те же идеи "Словарь иностранных слов", изданный "Советской энциклопедией" в 1964 г. как "общедоступное пособие для самого широкого круга советских читателей". Информация о бизнесе представлена здесь в двух коротких статьях:  "Бизнес - дело, занятие, связанное с личной наживой, предпринимательская деятельность, коммерция". "Бизнесмен - делец, воротила, коммерсант, предприниматель; капиталист, стремящийся из всего извлечь крупные барыши, не гнушающийся никакими средствами в целях личной наживы".

И это тоже - было. Мы далеки от мысли смеяться над авторами, писавшими свои статьи в совершенно определенных условиях и вряд ли имевшими возможность написать что-то иное. Однако важно помнить и о том, что эти статьи - часть живой истории, а сам дух этой эпохи и подобного отношения к бизнесу пока еще витает в воздухе и во многом определяет "психологию масс", в частности - отношение к бизнесу в России сегодня со стороны старших поколений.

16 мар 2010, 07:42
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.