Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Артуро Тосканини. Биография


Артуро Тосканини. Биография

Артуро Тосканини. БиографияАРТУРО ТОСКАНИНИ (1867-1957)

Лишь во второй половине XIX века утвердилось нынешнее положение дирижера, сложилась своеобразная дирижерская техника как специальная область музыкального искусства.

В конце девятнадцатого столетия Италия дала миру музыки величайшего дирижера современности - Артуро Тосканини. В двадцатом столетии, богатом замечательными дирижерами, именно Тосканини стали считать образцом, идеалом дирижера - наставника оркестра. Благодаря ему деятельность дирижера приобрела огромный вес, незыблемый авторитет.

Тосканини умел создать спектакль, в котором все элементы: пение, игра, оркестр - соединились в единое гармоническое целое. Его отличал яркий артистический темперамент, исключительная музыкальная память. Как в опере, так и на концертной эстраде он достигал огромной силы и глубины художественного впечатления, поражал энергией и почти гипнотической силой внушения. Работая в лучших театрах мира, Тосканини способствовал подъему оперного театра прошедшего столетия. Его репертуар поражает широтой охвата: от произведений И. Бахадо сочинений Шостаковича.

Что бы ни играл Тосканини, над чем бы ни работал, его исполнение было теплым, человечным, непосредственным и вместе С тем мощным, мужественным. Оно захватывало и волновало, ибо в основе его лежала мелодия, пение. Тосканини называли неутомимым охотником за мелодиями. Он извлекал их отовсюду, вслушивался в каждый голос, каким бы маленьким он ни казался на первый взгляд...

Артуро Тосканини родился 25 марта 1867 года в Парме в семье рабочего Клаудио Тосканини. Воспитание было суровым: спал Артуро только пять-шесть часов в сутки, помогал матери по хозяйству, возил с далеких гор дрова, обходился скудной пищей - похлебкой, стаканом сока.

Уже в раннем детстве он проявил исключительную музыкальную одаренность. Отец мечтал дать сыну образование, подготовить к адвокатской деятельности. Но Артуро любил музыку, и Клаудио уступил, отдав сына в Пармскую консерваторию. Здесь юноша обучался игре на виолончели, хотя его привлекала фортепианная игра и сочинение музыки. В консерватории он написал три оперы, колыбельную для фортепиано. Чтобы помочь отцу, он подрабатывал, играя в местном оркестре на виолончели.

В 1885 году Артуро окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини, получив первую премию среди выпускников. В следующем году он участвовал в гастролях итальянской оперной труппы в Рио-де-Жанейро в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера. Здесь и состоялось его первое дирижерское выступление: он наизусть, без репетиции продирижировал оперой «Аида» Дж. Верди.

Тосканини вообще очень высоко ценил музыку Верди. Пение было основой дирижерского искусства Тосканини, и ничто не могло заслонить для него красоту звучания человеческого голоса, в совершенстве постигнутую Верди. В репертуар дирижера входило много опер этого композитора: «Набукко», «Сицилийская вечерня», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Бал-маскарад», «Отелло», «Фальстаф».

В 1887-1898 годах Тосканини - главный дирижер оперных театров Турина, Милана и многих других итальянских городов. Он дирижирует премьерами знаменитых опер - «Паяцы» Леонкавалло (1892), «Богема» Пуччини (1896) и другими.

Работа молодого дирижера в незнаменитых, небольших театрах стала полезной школой. Она требовала выносливости и быстроты ориентировки. Тосканини научился со скромными возможностями добиваться ощутимых художественных результатов.

С конца девятнадцатого века имя Тосканини неразрывно связано со знаменитым оперным театром «Ла Скала» в Милане, главным дирижером которого в разные годы он был трижды: в 1898-1903, 1906-1908 и 1921-1929 годах.

В 1898 году Тосканини поставил в «Ла Скала» оперу Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», что стало большим событием. Никакой половинчатости в музыке он не терпел, и когда на одном из спектаклей певцы не послушались советов маэстро, он в бешенстве покинул Италию. Сев в Генуе на корабль, Тосканини отплыл в Буэнос-Айрес. На родину он вернулся только через три года.

В 1906 году дирижер вновь появился в «Ла Скала» и вновь ему рукоплещут зрители. Но проходят два года, и он снова уходит. Он считает, что не может реализовать всего себя, работа превращается в рутину, а вокруг толпы завистников.

В Нью-Йорке Тосканини ожидает огромный творческий и финансовый успех. Популярность дирижера В Америке растет с каждым годом. Но во время Первой мировой войны Тосканини не мог оставаться на чужбине. Его сын ушел добровольцем на фронт. Сам Артуро взялся дирижировать военными оркестрами. Он приезжал на передовые позиции, чтобы перед боем воодушевлять солдат.

Пока шла война, театр «Ла Скала» был закрыт. Тосканини решает возродить великий театр. Ради этого он отказывается от самых заманчивых турне. Сначала он создает оркестр из учащихся Миланской консерватории, с которым колесит по всей Европе. Обкатав оркестр, Тосканини восстанавливает и сам театр. В «Ла Скала» он и директор, и дирижер, и режиссер.

Девяносто раз дирижировал он спектаклями театра в 1922 году, восемьдесят один раз - в 1923 году. Он поставил в театре 26 новых опер: ни один театр мира не имел такого огромного репертуара. «Ла Скала» всегда был цитаделью итальянской музыки, а Тосканини, кроме итальянских композиторов, ставил «Пеллеаса и Мелизанду» К. Дебюсси - французскую оперу, «Саломею» Р. Штрауса - немецкую, оперы Р. Вагнера. Его привлекали драматизм, жизненная правда, могучие характеры произведений М.П. Мусоргского. Он осуществил постановки «Хованщины», «Бориса Годунова».

Дирижер показал свое искусство и в других крупнейших театрах мира. В 1908-1915 годах он работает в нью-йоркской «Метрополитен-опера», где руководил премьерой оперы «Девушка с Запада» Пуччини (1910) и первой в США постановкой «БорисаГодунова»(1913). В 1926-1928 годах Тосканини возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр, а в 1928-1936 годах был главным дирижером объединенного Нью-Йоркского филармонического оркестра. Наконец, в 1937-1954 годах под его руководством находится симфонический оркестр Национального радио США (NBC). Кроме того, Тосканини возглавлял летние оперные сезоны в Буэнос-Айресе (1901, 1903, 1904, 1906, 1912).

Отказавшись сотрудничать с фашистами, захватившими власть в Италии, Тосканини в 1929 году покинул родину. В начале тридцатых годов он неоднократно выступал на Байрейтских и Зальцбургских музыкальных фестивалях, но отказался от участия в них после прихода к власти фашистов в Германии. Затем фашисты захватили Австрию. «Три страны я потерял», - с горечью говорил Тосканини.

Он перебрался со своими детьми, сыном Вальтером и дочерью Вандой, в Нью-Йорк. Дочь вышла замуж за знаменитого русского пианиста Владимира Горовица. Их дочь Соню Тосканини очень любил.

Во время Второй мировой войны дирижер выступил в поддержку героического советского народа. Именно он первым исполнил 19 июля 1942 года в США Седьмую («Ленинградскую») симфонию Шостаковича. Кажется, в студию «Радио-Сити» собрался весь музыкальный Нью-Йорк. Зал был потрясен симфонией.

Один из видных американских критиков писал: «После последнего взмаха Тосканини, завершившего поистине грандиозный финал симфонии, я думаю, что каждый из присутствующих в зале повернулся к своему соседу (я это сделал!) и сказал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»

После войны в 1946-1949 годах Тосканини работал в Италии. Его дирижерская деятельность продолжалась до 1954 года. Почти до девяноста лет Тосканини работал, дирижировал новыми сочинениями, записывал музыку на грампластинки. Казалось, что даже в старости он испытывает особый подъем. «Я понемногу начинаю понимать, что такое музыка», - говорил он, когда бывал доволен исполнением.

Шарль Мюнш писал: «Высшее назначение дирижера, намой взгляд, в том и состоит, чтобы В каждом из своих музыкантов высвободить... сверхчеловеческий потенциал».

Любопытно, что Тосканини умел высвободить этот «сверхчеловеческий потенциал» музыкантов на репетициях, задолго до концертного показа. Именно репетиции - этот центральный момент создания интерпретации - он делал главной ареной борьбы за музыкальные идеи. Зато на концерте Тосканини был совсем иным: «застывал», «отдалялся» от исполнения, как бы не желая вклиниваться между публикой и музыкой, которую уже «создал» на репетициях. Казалось даже, вспоминают его коллеги, Тосканини чувствовал неловкость, нелепость лишней жестикуляции в присутствии публики и хотел бы быть лишь напоминанием о том, что было достигнуто на репетициях.

Умер Тосканини 16 января 1957 года в Нью-Йорке.

04 июн 2009, 16:02
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.