Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск



Каледин в карикатуре

Каледин в карикатуре

Злые и шаловливые карандаши художников-карикату­ристов не трогали атамана Каледина. Несмотря на то что имя его было «одиозным», несмотря на овации с одной стороны и проклятия с другой - художники не рисовали Каледина, сатирические журналы чрезвычайно редко ос­танавливались на фигуре и лице атамана.

Один из художников даже жаловался мне: «В Алексее Максимовиче не за что зацепиться».

Перелистывая ворохи журналов - «Сатирикон», «Бич», «Барабан», «Будильник» и др., я нашел только две карикату­ры на Алексея Максимовича.

Одна - работа художника Тэдди и напечатана в ж. «Бич» за 1917 г. (помещена в статье. - С.К.). Заголовок «Ка­зачья песня», внизу три куплета, написанные редактором «Бича» А.В. Амфитеатровым. Каледин в изумлении читает свой пресловутый «ультиматум», пожимая в недоумении плечами. Куплеты песни таковы:

Генерал наш Каледин

Получил депеш один:

«Для чего ты бунтовал?»

«Почему ты воевал?»

Отвечает генерал:

«Эка вздоры ты наврал!

На Дону - не Петроград.

Я Нахамкесу не брат.

Не Чернов, не партияк,

- Русский воин я «казак»!»...

В Петрограде жалкий стон,

И... хохочет тихий Дон!

Другая карикатура, к сожалению, карандаша донского казака известного московского карикатуриста Д. Моора. На рисунке уродливые, лишенные минимального сходст­ва, портреты Ленина и Каледина. Сверху над рисунком эпиграф: «По слухам, Ленин-Ульянов - казак из ст. Цымлянской». Внизу надпись, которая не могла бы оскорбить донского атамана уже в силу своей чрезмерной грубости. Что-то вроде: «Два сапога - пара».

Из сатириков никто не писал о Каледине чего-либо обидного. Как-то сразу атамана согрели сочувствием. Не­сколько раз говорил о нем А.В. Амфитеатров.

Один раз в «Биче», говоря о гидре контрреволюции, А.В. Амфитеатров пошутил: «Телеграфировали генералу Каледину: Если на Дону водится гидра, вышлите немедлен­но. За ценой не постоим. Отвечал: Гидры нет. Икра есть, балык осетровый, только дорого. Не профершпильтесь».

Острил поэт д'Акриль, говоря о снах поправевшей ба­бушки революции Брешко-Брешковской:

- И во сне послеобеденном,

Бредит бережно Калединым.

«Сатирикон» персонально атамана не трогал, хотя ка­зачьих тем касался не раз.

Художники, приезжавшие в Новочеркасск, не раз бра­лись за карандаши, чтобы зарисовать атамана на Круге. А.М. Каледин быстро замечал их намерения и закрывал ли­цо рукой или еще чаще сжимал рукой подбородок. Та­ким - без подбородка, вышел он в наброске журналиста К Треплева.

Художник Л. Кудин, чтобы нарисовать А.М. Каледина, должен был в союзники пригласить чуть ли не весь состав Войскового правительства во главе с М.П. Богаевским. Ед­ва ли не единственный раз М.П. Богаевский обманул Кале­дина, когда на третьем - декабрьском Круге прятал за спиной художника, отвлекая от него внимание атамана. Союзником Богаевского был Бадьма Нарапович Уланов, депутат степей в Войсковом правительстве.

Но и этот рисунок не удался. А.М. Каледин некоторое время из скромности делал вид, что не замечает коварства Богаевского, а затем встал и ушел с Круга.

Источник:
21 янв 2009, 16:28
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.