Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » Вирус публичности


Вирус публичности

Вирус публичностиГеннадий Онищенко займется вытрезвлением россиян
"Пить надо меньше, надо меньше пить, надо меньше пить, но чаще надо меньше пить, меньше надо..."
Женя Лукашин в фильме Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или с легким паром"

Страсть к публичности свойственна не только лидерам партий, депутатам и прочим лицам, которым это положено по должности либо в силу их профессиональной деятельности. Стремление получить свои 15 минут славы иногда охватывает разного ранга чиновников, которые, отнимая хлеб у начальников собственных пресс-служб, выступают с будоражащими общественность заявлениями.

Закономерность появления таких ньюсмейкеров поневоле наводит на мысль о существовании некого особого вируса, который передается от одного руководителя к другому и возбуждает в них нестерпимое желание оказаться в центре внимания. Так, в прошлом году немалая часть россиян, затаив дыхание, следила за ходом мысли господина Митволя, занимающего должность заместителя руководителя Росприроднадзора. Он избрал своей мишенью владельцев загородных домов, чья собственность расположена в водоохранной зоне. Наибольшую известность приобрела эпопея со сносом дачного поселка Пятница, которая до сих пор не завершена. Некоторые "неправильные" поселения Митволь даже грозился затопить, но, к счастью, эту угрозу ему не удалось привести в исполнение.

Борьба за спасение родной природы, видимо, изрядно утомила чиновника, и он исчез с информационного горизонта так же внезапно, как появился. Но свято место пусто не бывает, и его тут же оккупировал руководитель Роспотребнадзора и главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. За весьма короткое время он успел развернуть две мощные пиар-кампании и, еще не завершив их, ввязался в третью битву.

Первой мишенью главного санитарного врача стал птичий грипп. Похоже, Онищенко и его ведомство решили не оставаться в стороне от всемирной истерии, с которой может сравниться разве что сказ про парниковые газы и глобальное потепление. Сообщения о наступлении на Россию пернатой заразы напоминали фронтовые сводки, звучали призывы к поголовному истреблению залетных птиц и тотальной вакцинации отечественных, причем как домашних, так и диких.

Сам Онищенко призвал "нещадно истреблять" ворон, живущих в российских городах, поскольку эти птицы поедают падаль и поэтому с наибольшей вероятностью могут стать разносчиками птичьего гриппа. Эту идею горячо поддержал глава МЧС Сергей Шойгу. Правда, до воплощения ее в жизнь руки у него не дошли благодаря избыточному количеству ЧП, возникающих тут и там по всей стране.

Также главный санитарный врач рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в Турцию, где три человека скончались, как полагают, именно от птичьего гриппа. Но этот ход оказался не сильно удачным - наших соотечественников, которые с радостью едут по демпинговым ценам в опустошенный цунами Таиланд или во взорванные террористами египетские курорты, сложно запугать какой-то полумифической заразой.

С подачи Онищенко проблемой птичьего гриппа заинтересовались на самом высоком уровне, и на борьбу с этой угрозой был брошен первый вице-премьер Дмитрий Медведев, которому поручили возглавить штаб по пресечению распространения и профилактике вируса.

Примерно об эту пору Онищенко вспомнил, что он не только главный санитарный врач, но и защитник российских потребителей. С 27 марта 2006 года по его инициативе были запрещены импорт и реализация в России всех молдавских и грузинских вин. Вслед за этим 4 мая аналогичные санкции были применены в отношении грузинской минеральной воды "Боржоми", а с 10 мая та же судьба постигла минералку "Набеглави". Роспотребнадзор даже обратил свое внимание на вина из таких стран, как Чили, Аргентина, Испания и Болгария, призвав проверить их на критерии безопасности.

Что же касается продукции виноделов Молдавии и Грузии, то в бывших союзных республиках сразу же раскусили политическую подоплеку решения российских санитарных властей. Действительно, массовый запрет продукции каких-либо стран доселе наблюдался лишь в двух случаях: при введении санкций экономического или политического характера либо при опасности распространения вирусного заболевания, как это было с запретом на импорт мяса из ряда стран во время эпидемии так называемого "коровьего бешенства".

В данном же случае глава Роспотребнадзора ставит под сомнение качество всей продукции данной категории, производимой в указанных странах. При этом уже после введения запрета грузинские вина получают высшие награды в Москве на проходящем там международном конкурсе. Не секрет, что не все вина, поставляемые из Грузии и Молдавии на российский рынок, заслуживают права называться винами, а представляют собой просто виноматериал. Вместе с тем достоверно неизвестно, где и как эти вина разливались по бутылкам.

В принципе цепочку проследить можно, только это дело хлопотное. После того как будет установлен факт, что качество продукта не соответствует санитарным нормам, необходимо выяснить, откуда он был поставлен. Если производитель находится за пределами Российской Федерации, то возникает вопрос, как эта продукция была сертифицирована и прошла таможенный контроль.

Таким образом, возможны два варианта развития событий. Первое: зарубежный производитель некоторое время работал добросовестно, получил разрешения на ввоз и сбыт своей продукции в России, но затем перестал уделять внимание качеству. Кстати, и в этом случае контроль над качеством поставляемой продукции никто не отменял, и вопрос, почему подчиненные господина Онищенко исправно сертифицировали некачественный товар, остается без ответа.

Второе: так называемые грузинские и молдавские вина разливались по бутылкам в ближнем Подмосковье или в каком-либо еще российском регионе. В этом случае проследить путь от производителя до потребителя труднее, и это уже задача правоохранительных органов - установить, откуда на прилавках появляется не только некачественное, но и фальсифицированное вино.

Но подобные расследования не привлекут такого внимания, как простой лозунг, что бывшие собратья по СССР травят россиян некачественной продукцией. На массовое сознание безотказно действует мессидж "чужие травят наших". Тем более, политическая ситуация для проведения подобной кампании складывается благоприятная в свете далеко не безоблачных отношений Москвы с Тбилиси, а равно и с Кишиневом.

При этом в стороне до последнего времени оставался факт, что количество "левого" алкоголя исконно российского происхождения превышает все разумные пределы. Достаточно зайти в любой магазинчик, торгующей алкогольной продукцией, чтобы обнаружить там ряды бутылок с разной крепости содержанием сомнительного происхождения и качества. Зачастую главным последствием его употребления становится больная голова на утро и чувство горечи за напрасно потраченные деньги. Но нередки случаи, когда непонятная спиртосодержащая жидкость приводила даже к смерти отечественного потребителя.

Главный санитарный врач обратился теперь и к этой проблеме, зайдя, правда, несколько с другой стороны. Он заявил, что настало время для "выведения России из пьяного угара", и призвал принять меры к сокращению потребления алкоголя и, прежде всего, водки. Онищенко отметил необходимость комплексного подхода к проведению алкогольной политики, попросив не путать ее с антиалкогольной. При этом он подчеркнул, что "антиалкогольная по содержанию кампания" не будет таковой по форме, чем еще больше всех запутал.

Впрочем, ни о каких мерах на этот раз Онищенко не говорил, а приводил статистические показатели и размышлял о сложившемся положении вещей. Он напомнил, что только в 2004 году алкоголем и его суррогатами отравились более 40 тысяч россиян. По данным Роспотребнадзора, к началу нынешней весны в России было официально зарегистрировано 2,37 миллиона алкоголиков, а их число увеличилось за последние шесть лет на 15 процентов.

Вину за такое положение дел Онищенко возложил на скрытую пропаганду потребления алкоголя в СМИ, имея в виду, по видимому, такие методы маркетинга, как "продакт плейсмент" и прочие разновидности косвенной рекламы. Особо от главного санитарного врача досталось пиву, которое было выведено Госдумой из разряда спиртных напитков и которое Онищенко считает главным виновником спаивания молодого поколения.

Самое интересное заключается в том, что главный санитарный врач, поднимая эту безусловно важную тему, на самом деле не имеет к ней прямого отношения. В его компетенцию входит качество алкогольной продукции, а проблема повального пьянства проходит по иному, пусть и родственному ведомству.

Очень хотелось бы, чтобы главный защитник потребителей занимался своим прямым делом, то есть гарантировал, что купленное вино или водка или пиво не нанесут ущерба нашему здоровью в силу того, что подчиненные господина Онищенко не проследили за его качеством. А вот за количеством потребляемого алкоголя здравомыслящие и социально ответственные граждане уж как-нибудь сами в состоянии проследить. Источник: www.Lenta.ru
11 май 2006, 00:00
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.