Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Сочинение"Гражданственность поэзии А.А. Блока"


Сочинение"Гражданственность поэзии А.А. Блока"

Сочинение"Гражданственность поэзии А.А. Блока"Стихотворение «Фабрика», написанное в конце 1903 года, может рассматриваться как точка поворота на творческом пути Александра Блока. В образе кого-то «неподвижного» и «чер­ного» поэт, впервые непосредственно обратившись к соци­альной теме, попытался выразить свое (тогда еще смутное) представление о «правопорядке», обрекающем человека на «томления рабьих трудов».
 
[sms]Подъем освободительного движения в России не прошел бесследно и для Блока. В обстановке революционных собы­тий 1904—1905 годов прежнее равнодушие его к обществен­но-политической жизни сменилось жадным интересом к Ши­роко развернувшейся народной борьбе за свободу. Он уча­ствовал в революционных манифестациях и однажды во гла­ве одной из них нес красное знамя. Революционные события отразились в целом ряде произведений Блока. На его стихах о городе лежат багровые отсветы, символизирующие все силь­нее овладевавшую им тревогу. Багрово-красный цвет, кото­рым в представлении поэта окрашен внешне нарядный, а внутри подгнивший мир «сытых», воспринимается как символ рево­люции:
 
И казался нам знаменем красным
Распластавшийся в небе язык...
 
Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и громадную, можно сказать — решающую роль в его жизни  в котором он долго пребывал, показала созерцание меняющейся жизни, пробудила в нем чувства кровной связи с народом и сознание общественной от-ветственности за свое писательское дело.
 
На  смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприукрашенные картины человеческо­го горя:
 
Мы встретились с тобою в храме
И жили в радостном саду,
 Но вот зловонными дворами
 Пошли к проклятью и труду.
 Мы миновали все ворота
И в каждом видели окне,
Как тяжело лежит работа
На каждой согнутой спине...
 
Внимание Блока все больше привлекают «новые люди», поднимающиеся на арену истории «из тьмы погребов», — люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В Поэте просыпа­ется чувство общественной активности. Сам он ищет граж­данской отваги, «отважной красоты» и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни.
 
Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.
 Назад! Во мглу! В глухие склепы!
Вам нужен бич, а не топор!
 
 Блок не щадит и самого себя — за то, что и ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о нищих и бедных, он и хочет и не смеет «убить» —
 
Отомстить малодушным, кто жил без огня,
Кто так унижал мой народ и меня!
Кто запер свободных и сильных в тюрьму,
 Кто долго не верил огню моему,
 Кто хочет за деньги лишить меня дня,
 Собачью покорность купить у меня...
 
Поражение первой русской революции Блок воспринял крайне тяжело, говорил, что оно подорвало «лучшие надеж­ды». Однако временное торжество реакции он все же пра­вильно оценил как «случайную победу» палачей народа и не потерял спасительной веры в будущее.
 
Эй, встань, и загорись, и жги!
Эй, подними свой верный, молот,
 Чтоб молнией живой расколот
 Был мрак, где не видать ни зги!
 
 С таким призывом обращался поэт к русскому рабоче!. в 1907 году, в обстановке развернувшегося в стране жесто­кого контрреволюционного террора. И этой своей позиции он никогда не сдавал. В ряде статей и публичных докладов Блок звал интеллигенцию к сближению с народом, утверж­дая, что только с ним, с народом, «все пути», что народ является единственным источником всякой «жизненной силы», в том числе и творческой силы художника, поэта. В самое глухое время реакции у Блока складывается пред­ставление о «живой, могучей и юной России», которая «му­жает» в «сердце русской революции». Он характеризует эту революционную Россию как «грозу», с которой «никакой громоотвод не сладит».[/sms]
09 апр 2008, 16:21
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.