Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение"Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)"


Сочинение"Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)"

Сочинение"Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)"Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пуш­кин в романе «Евгений Онегин» запечатлел молодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действитель­ностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгре­меть страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой ге­рой — Григорий Печорин, молодой человек, представляющий поко­ление 30-х годов XIX века, из романа М.Ю. Лермонтова «Герой на­шего времени». И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с дру­гой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.
 
[sms].Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего вре­мени» как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что «исто­рия души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не лю­бопытнее и не полезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лер­монтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. По­этому он и прибегает к весьма необычному построению романа. В повести «Княжна Мери» намечены основные мотивы всего ро­мана: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.
 
«Княжна Мери» построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой опи­сывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интере­суют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследу­ет, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.
 
Дневник Печорина не раз напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:
 
К добру и злу постыдно равнодушны...
...И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...
 
Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского «Паруса», прекрасно характеризующие молодого человека: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»). Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.
 
От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кав­каз Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь «для себя», не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?
 
16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись». Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.
 
«Из чего же я хлопочу?» — спрашивает он себя и отвечает: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившей­ся душой!» Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.
 
Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защи­щая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на кото­рый решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказы­вается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.
 
«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Особен­но это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: «Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны».
 
Итак, в «Княжне Мери» нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин — человек противоречи­вый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, на­стоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.
 
Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие харак­тера главного героя, узнать о формировании его натуры, «себялю­бивой и сухой», как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот обще­ство Грушницких сделало из него «нравственного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, ску­ки, одиночества все больше овладевает главным героем. В конце повести, находясь в .крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. «Скучно», — заключает он.
 
Все основные вопросы романа — социальные, психологические и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист», где герой снова пытается ре­шить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, ка­ков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судь6а, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.
 
Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печо­рин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно го­воря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теря­ем ли мы человеческого облика? Не становимся ли «нравственными калеками»? Не стоит ли поискать ответ в романе «Герой нашего времени», а особенно в главе «Княжна Мери»?..[/sms]
03 апр 2008, 09:05
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.