Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение "Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»"


Сочинение "Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»"

Сочинение "Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»"Все главные события, составляющие основу сюжета «Мертвых душ», протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета — приезд Чичикова в губернский город.
 
Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них «мертвые души». Казна проводила перепись крепостного населения один раз в 10—15 лет. Между переписями («ревизскими сказками») за помещиками числи­лось установленное количество ревизских душ (в переписи указыва­лись только мужчины). Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей пе­реписи. «Я полагаю приобрести мертвых, которые, впрочем, Значи­лись бы по ревизии как живые», — говорит Чичиков ошеломленному Манилову. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили на­лог, в том числе и за умерших. «Послушайте, матушка, — разъясня­ет Чичиков Коробочке, — да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь. Платите за него (умершего) подать как за живого». Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их, как жи­вых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.
 
[sms]Возвращение Чичикова в город и оформление купчей крепости — кульминация сюжета. Все поздравляют нового «херсонского поме­щика» с приобретением крепостных. Но торжестве и всеобщее весе­лье уступают место растерянности, когда Ноздрев и Коробочка рас­крывают проделки «почтеннейшего Павла Ивановича». Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город.
 
Хотя Чичиков активно участвует во всех происходящих событиях, сюжет произведения выходит за рамки истории его жизни, его личной судьбы. «Мертвые души» — это книга о России, а не о Чичикове. Так понимал автор свой великий замысел. Выбранный сюжет давал Гого­лю «полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывес­ти множество самых разнообразных характеров». В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Наглый приобретатель Чичи­ков, чиновники губернского города и столицы, помещики и крепост­ные крестьяне — все социальные слои крепостной России представ­лены в поэме. Да и сам автор выступает в лирических отступлениях: он восторгается родиной, ее просторами, народом, его метким словом.
 
 Можно сказать, что собирательный образ родины — это и есть главное в «Мертвых душах». Поэтому-то автор определяет произве­дение как поэму, восходящую к ее классическим образцам. В Древ­ней Греции поэмами назывались народные эпические произведения, в которых изображалась жизнь и борьба всего народа. Такой лите­ратурный жанр, как лиро-эпическая поэма, давал возможность Гого­лю «озирать всю громадно-несущуюся жизнь», родину «во всей сво­ей громаде».
 
Соотношение частей в «Мертвых душах» строго продумано и под­чинено творческому замыслу.
 
 Первая глава поэмы является своеобразным вступлением. Автор знакомит нас с главными действующими лицами: с Чичиковым и его постоянными спутниками — Петрушкой и Селифаном, с помещиками Маниловым, Ноздревым, Собакевичем. Здесь же дана зарисовка об­щества губернских чиновников. Главы со второй по шестую посвяще­ны помещикам, олицетворяющим собой «благородное» сословие России, «хозяев жизни». В седьмой — десятой главах мастерски нарисовано губернское общество. Городские верхи, мелкие чинов­ники, дамы «просто приятные» и «приятные во всех отношениях» пестрой толпой проходят перед нашим мысленным взором. В один­надцатой главе дана биография Чичикова, нечистоплотного дельца буржуазного склада, приобретателя мертвых душ. Заключительные строки «Мертвых душ» посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.
 
 Значительное место в идейно-композиционной структуре произ­ведения занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В лирических от­ступлениях Гоголь касается самых острых, самых важных обществен­ных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
 
 Органически входят в поэму в несюжетные, вставные эпизоды, сце­ны, картины, рассуждения автора. Например, Гоголь как бы мимохо­дом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников. «Увы! Тол­стые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели то­ненькие», — пишет автор. Или вот сатирический портрет некоего правителя канцелярии. Среди своих подчиненных правитель — «Про­метей, решительный Прометей!... а чуть немного повыше его, с Про­метеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!» Нельзя не упо­мянуть и «Повесть о капитане Копейкине», инвалиде Отечественной войны 1812 года, который прибыл в Петербург просить «монаршей милости».
 
В несюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России, начиная с забитых крестьян и кончая сановни­ками. В «Мертвых душах» отразилась вся Русь с ее добром и злом. [/sms]
02 апр 2008, 14:24
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.