Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » Этнический состав алтайцев в конце XIX и начале XX в.


Этнический состав алтайцев в конце XIX и начале XX в.

Этнический состав алтайцев в конце XIX и начале XX в.Большинство алтайцев обитает в настоящее время в Горно-Алтайской автономной области. Общая их численность по переписи 1959 г. 44 654 чел. До Великой Октябрьской социалистической революции алтайцы не составляли единой народности и не имели общего самоназвания. Они расчленялись на ряд родо-племенных или территориальных групп, часто изолированных, различных по занятию и образу жизни, этническому происхождению и т. д., именовавших себя по родо-племенному или территориальному признаку.
 
За советский период истории алтайцы консолидировались. Они развили у себя современные отрасли сельского хозяйства (преимущественно животноводство и земледелие). У них появились некоторые виды социалистической промышленности. На основе социалистической экономики у алтайцев заметно повысился культурный уровень и резко изменился домашний быт. Основной чертой нового процесса является не только выравнивание экономики и повышение материального и культурного уровня жизни даже в наиболее глухих уголках, но формирование новых общих черт культуры и быта в различных районах Горно-Алтайской области, ранее резко отличных.
 
Под влиянием новых общественно-экономических процессов ныне исчезло практически деление алтайцев на родо-илеменные или территориальные группы, хотя память об этом очень жива, особенно в среде старшего поколения. Остатком прошлой родо-племенной дробности и разобщенности является все еще значительное количество диалектов и говоров в современном алтайском языке, хотя постепенно стирается и этот пережиток. На смену ограниченному узкому родо-племенному сознанию, характерному для весьма длительного периода в истории алтайцев, появилось более общее и единое национальное самосознание.
 
Перед нами стоит довольно сложная научная задача. Нужно ответить на вопрос о том, каково происхождение современных алтайцев, историческое прошлое которых уходит в глубокую древность. Проблема происхождения тюркоязычных племен Алтая давно относится к числу наиболее трудных и неразработанных в этнографии Сибири. Несмотря на то что Алтай издавна привлекал к себе внимание ученых, в дореволюционное время только двое из них, именно В. Радлов н Н. Аристов, коснулись этой проблемы, да и то не специально, а, можно сказать, попутно, радлов при этом ошибочно полагал, что Алтай является древнейшей прародиной тюркских племен вообще и находил, что изучение алтайцев, которому он посвятил несколько десятилетий, может пролить свет на вопрос происхождения тюрков вообще. Аристов также считал, что Алтай является прародиной тюрков.
 
Однако при рассмотрении проблемы происхождения и этнического состава тюркских племен и народностей России он мало уделил внимания непосредственно алтайцам, хотя высказал довольно убедительное предположение, что южные алтайцы являются потомками гаогюйских племен, именовавшихся в китайских письменных источниках также термином теле. Относительно северных алтайцев автор принял предположение Радлова, что они тюрки-зированные енисейские остяки (кеты) и самодийцы, хотя для некоторых из них, именно кумандинцев и челканцев, Аристов по существу делал исключение и был склонен видеть в них потомков древних тюрков-тюкю.
 
Таким образом, мы можем вполне обоснованно заявить: до сего времени не было сколь-либо серьезных исследовательских попыток подойти к решению проблемы происхождения алтайцев. Дореволюционной науке это казалось даже непосильной задачей. В. Радлов прямо заявлял: «Едва ли окажется когда-либо возможным разрешить вопрос о происхождении древнейших обитателей Сибири».
12 мар 2008, 11:09
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.