Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » » Фамилии и имена у хантов и манси


Фамилии и имена у хантов и манси

Фамилии и имена у хантов и мансиАнализ обско-угорских имен и фамилий на протяжении XVI-XIX вв. свидетельствует об их постоянном изменении, в том числе и в написании (под влиянием искажений их писцами). При этом проявляются две тенденции: с одной стороны, исчезновение ряда фамилий (вымирание их представителей во время эпидемий, из-за отсутствия потомства), с другой — возникновение новых прозвищ и фамилий из имен и прозвищ. Очевидно, те отчества, которые попали в метрические записи при крещении, и легли в основу позднейших фамилий. Они возникли лишь после прихода русских в Сибирь и в результате административно-фискальной и христианизаторской политики царского правительства. Фамилия была чужда обско-угорскому обществу, отсюда — ее неустойчивость и нестойкость.
 
В быту ханты и манси фамилии раньше не употребляли. Они пользовались другими самоназваниями, о которых мы будем говорить ниже.
 
Отсутствие родовых делений в обско-угорском обществе и перечней обско-угорских родов в документах некоторые исследователи оценивали как свидетельство распада родовых отношений у хантов и манси ко времени прихода в Сибирь русских (XVI в.), в результате которого родовые деления и названия исчезли и забылись.
 
Одно из наиболее ранних высказываний принадлежит Н. Витсену, писавшему со слов очевидца, что у хантов женятся, несмотря на кровное родство. Это замечание, по всей вероятности, неверно, так как не согласуется ни с одним из последующих браков какмежду едиными братьями и сестрами, так между двоюродными от разных отцов. Возможно, информатор Н. Витсена не совсем точно понял своих собеседников, и в данном случае речь шла о браках на двух сестрах двух братьев или отца и сына. В.Ф. Зуев так пишет об этом: «За грех почитается взять себе в жены девушку из того же роду, коего фамилию сам прозывается, которая по мужикам у них счисляется».
 
Примечательно, на наш взгляд, и то, что у хантов и манси в XIX в. не было четкого термина «род». Признаком рода является также родовое имя, восходящее к имени предка. В.Н. Чернецов отметил три категории родовых имен:
 
1) имя тотемного животного или птицы (древнейшая категория);
2) имя предка — богатыря;
3) прозвище, вытеснившее родовое название.
 
Исходя из материалов В.Н. Чернецова, А.Ф. Анисимов намечает четыре этапа развития родовых названий:
1) наиболее древний — по имени животного — предка с матриархальным характером;
2) по имени предка — богатыря;
3) сосуществование обеих категорий;
4) новые родовые названия по имени предков-богатырей патриархального характера.
 
В. Штейниц тоже выделяет три типа родовых имен, но иного характера:
 
1) географического происхождения, чаще всего связанных с названиями рек;
2) связанные с происхождением от других народов;
3) священные имена духов — предков, нередко в облике животных.
 
Известны фамилии и селения хантов и манси, где еще до недавних пор существовали запреты убивать, есть или чистить некоторые виды животных, птиц, рыб, но остальных признаков их сочетания, культа — не сохранилось. Например, в селении Аньяпауль на северной Сосьве нельзя было убивать чайку, на Сыне — медведя, волка, лося, горностая, соболя, гагару, некоторые породы уток, щуку, налима, на Куновате — горностая, соболя, гагару, лягушку, ящерицу. Часть этих запретов распространялась на все население поселка, часть — на отдельные фамилии, а некоторые — только на женщин.
19 фев 2008, 10:16
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.