Последние новости
01 дек 2016, 18:53
Тридцать лет назад, 26 апреля 1986 года, рядом с украинским городом Припять произошла...
Поиск



» » » В Реймс, в Реймс!..


В Реймс, в Реймс!..

В Реймс, в Реймс!..Вручены главные театральные премии страны - "Золотые маски"

Марафон лучших отечественных спектаклей, объединенных в фестиваль "Золотая маска", завершился вручением премий 17 апреля 2006 года. Жюри проявило исключительную дипломатичность и постаралось наградить всех-всех достойных участников процесса. Гибкий формат "Маски" только способствует тактичности и всеохватности, поскольку для номинаций есть дополнительные возможности: например, для драматических спектаклей существуют категории "Большая форма" и "Малая форма", а также конкурс "Новация".

Опера и балет

Вечный спор Большого и Мариинки меж собой можно считать завершившимся в этом году боевой ничьей. Лучшим оперным спектаклем выбрана постановка Аленом Маратра "Путешествия в Реймс" для петербургского театра. Герои этого одноактного вокального шедевра Джоакино Россини, европейские аристократы, стремятся в Реймс на коронацию короля Карла X, но никак не могут сдвинуться с места (почти как чеховские сестры). Превратить знаменитый дивертисмент в зрелищный спектакль, не утратив ни грана музыки, - это очень сложная задача, и Маратра справился с ней с блеском, за что и получил режиссерскую "Маску".

"Тристану и Изольде" в постановке Дмитрия Чернякова, второму оперному фавориту Мариинки, вручили специальную премию жюри музыкального театра - за "музыкальное событие сезона". "Маски" на двоих не делятся, поэтому приходится прибегать к компромиссу. Зато Ларисе Гоголевской, спевшей партию Изольды, досталась премия за лучшую женскую роль.

Нашумевшую постановку Эймунтаса Някрошюса "Дети Розенталя" (ГАБТ, музыка Леонида Десятникова, либретто Владимира Сорокина) "Маской" не наградили, но, как и "Тристана и Изольду", отметили специальной премией - за "инициативу в развитии современной российской оперы".

Большому театру досталась важная балетная премия - за лучший спектакль. Им стал "Сон в летнюю ночь" в постановке Джона Ноймайера. Еще одну премию за "Сон" вручили Яну Годовскому, танцевавшему Филострата-Пэка. Третья "Золотая маска" для Большого театра досталась в этом году художнику-постановщику. Лучшим назван Семен Пастух, придумавший остроумную сценографию для "Болта", балета на музыку Дмитрия Шостаковича.

Хореографическая "Маска" отправилась к Дэвиду Доусону, поставившему в Мариинке 23-минутный балет "Reverence" на музыку Гевина Брайарса.

Монополию Большого и Мариинки в оперно-балетном "блоке" разбавила двадцатилетняя Мария Абашова, получившая "Маску" за лучшую женскую роль в балете "Анна Каренина" петербургского театра Бориса Эйфмана. Также был отмечен спектакль "Клетка для попугаев" пермского театра "Балет Евгения Панфилова" - в номинации "Современный танец". Эту 35-минутную фантазию на музыку Бизе и Щедрина режиссер, погибший в 2002 году, поставил еще в 1992-ом, а единственная "Маска" ему досталась в 2001 году в категории "Новация" за спектакль "Бабы. Год 1945-й".
В этом году жюри оставило без премий оперных певцов и дирижеров.

Драма

Победителями в конкурсе драматических спектаклей большой формы вышли "Три сестры" театра-студии Петра Фоменко. Эту первую постановку Чехова "фоменками" публика впервые увидела осенью 2004 года. За полтора истекших года обаяние сестер Кутеповых (Ксения играет Ирину, а Полина - Машу), Галины Тюниной (Ольга) и других любимых актеров труппы не рассеялось. Мэтру - Петру Наумовичу Фоменко - вручили "Маску" за лучшую режиссерскую работу.

Главными фаворитками "Маски" за лучшую женскую роль были Алиса Фрейндлих в "Оскаре и Розовой даме" (театр Ленсовета, режиссер - Владислав Пази) и Марина Неелова, сыгравшая Башмачкина в гоголевской "Шинели" в "Современнике" (постановщик - Валерий Фокин). Вероятно, жюри было очень трудно сделать выбор, но все-таки они отдали награду Алисе Бруновне. "Оскару и розовой даме" присудили свой приз и зрители. Но "Шинель" тоже не обидели и вручили премию ее художнику-постановщику Александру Боровскому.
Премию за лучшую мужскую роль присудили актеру Малого театра Василию Бочкареву за роль в комедии Александра Островского "Последняя жертва" (постановка Владимира Драгунова).

В драматическом конкурсе, как и в оперном, не обошлось без специальных призов. Жюри особо отметило Кирилла Серебренникова за "создание ярких спектаклей в сезоне 2004-2005 годов": еще бы, сразу две его постановки ("Лес" и "Изображая жертву") номинировались в режиссерской категории. Другая специальная премия ("За разнообразие творческих поисков") отправилась в Омский театр драмы, который привез на "Маску" два спектакля ("Фрекен Жюли" и "Вишневый сад").

Две награды - в категории "Новация" и приз критиков и журналистов - получил спектакль "Между собакой и волком" по мотивам романа Саши Соколова, поставленный Андреем Могучим в петербургском "Формальном театре".

Другие жанры

Все четыре премии для лучших мюзиклов и оперетт отправились за Урал. Екатеринбургский Театр музыкальной комедии получил "Маски" за лучший спектакль ("Ночь открытых дверей") и лучшую мужскую роль в нем же (Владимир Смолин). Новосибирский Театр музыкальной комедии увез награды за лучшую женскую роль (Вероники Гришуленко - Розина в "Фигаро здесь!") и за лучшую режиссуру (Леонид Квинихидзе, тот же спектакль).
Три из четырех кукольных наград также достались театрам из восточных краев. Бурятский театр кукол "Ульгэр" из Улан-Удэ забрал две "Маски" за спектакль "Поющая стрела" (лучший спектакль и лучшая работа актера). Режиссерскую премию вручили Евгению Ибрагимову, поставившему в Хакасском театре кукол "Сказка" спектакль "И пишу я тебе в первый раз" ("Оскар и Розовая дама"). Награду для лучшего художника жюри отдало Алевтине Торик за спектакль "Гадкий утенок" в петербургском театре "Бродячая собачка".

Спектакль Михаэля Тальхаймера "Эмилия Галотти", поставленный в берлинском Дойчес-Театер, назван лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России в минувшем году (эту постановку драмы Лессинга Тальхаймер привозил на театральный фестиваль N.E.T. в ноябре 2005 года).

***

На скуку, застой и вторичность в отечественном театре нам, кажется, сетовать не приходится. Сезон закрылся, да здравствует новый сезон. Источник: www.Lenta.ru
19 апр 2006, 00:00
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.