Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение: Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

Сочинение: Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского

Сочинение: Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского А.Т. Твардовский вошел в историю советской и, шире, русской литературы как участник и летописец поворотных событий своей эпохи, постигая ее изнутри. Он был художни­ком, запечатлевшим удивительные проявления необъятной русской души. Духовно-творческая эволюция поэта вобрала в себя все основные коллизии искусства и действительности нескольких десятилетий, отразила судьбы народного созна­ния, его взлеты и обольщения. Федор Абрамов справедливо сказал о том, что «Твардовский — это история нашего обще­ства...
 
Понять Твардовского — понять эпоху во всем ее дра­матизме, сложностях и противоречивости». Так, 1930 год — это насильственное создание в деревне коллективных хо­зяйств, сопровождавшееся так называемым раскулачивани­ем. Твардовский в своих стихах и очерках старался показать то, что вселяло надежду на правомерность и благо «великого перелома». Делал это тогда Твардовский исходя из того созна­ния, что «нужно иметь мужество видеть положительное» — позже он с горечью напишет об этом в своем дневнике. Таким образом, складывается очень сложная нравственная пробле­матика всей лирики Твардовского.

Вся лирика Твардовского — это подвижное, динамиче­ское единство. Поэт часто работал над объемными вещами не один год. Более того, все его отдельные произведения ощути­мо связаны между собой. Верность однажды избранным или естественно выраставшим один из другого мотивам и харак­терам возникала под властью того, что писатель назвал одна­жды «генеральной думой», которая предполагает одержи­мость чувством, задачей, поиском. У самого Твардовского на протяжении всей творческой жизни таким чувством остава­лись внимание к ближнему и сопричастность судьбам рус­ского народа. Он всегда считал необходимым, даже «говоря как будто про себя, говорить очень не «про себя», а про самое главное».
[sms]
В качестве символов стабильности и развития выступают в творчестве Твардовского два главных его образа — дом и дорога. Они задают пространственно-временные объемы ху­дожественному миру поэта, главными проблемами для кото­рого всегда оставались проблемы нравственности и духовно­сти человека: дом — это традиции, извечные основы человеческой жизни, а дорога — это испытания, обновление, поиск. Творческая ценность обеспечивается широтой образ­ной системы, в которой объединяются современное и непре­ходящее. Характерно, что любимые герои поэта — это неис­требимо жизнестойкие правдоискатели Никита Моргунок, Василий Теркин, Анна и Андрей Сивцовы; отец (из поэмы «По праву памяти»). Все эти типы — коренные, самобытно и духовно деятельные представители народного сообщества. Отличительное свойство художественного метода писате­ля — конкретность. Твардовский стремится сблизиться с персонажем, увидеть в нем реального человека, найти родст­венную душу.

В своей лирике Твардовский прежде всего сопереживает — поэтому пророчеств в ней никогда нет. И соответственно его стиль не рассчитан на то, чтобы поражать своими красотами. Поэт исповедует эстетику слова "простого, выношенного и сдержанного — именно такое слово способно к передаче важ­нейших нравственных истин о человеке и для человека.

В стихах поэта военных лет звучит философское осмысле­ние человеческой судьбы в дни всенародной трагедии. Так, в 1943 году написано стихотворение «Две строчки». Оно на­веяно фактом корреспондентской биографии Твардовского: две строчки из записной книжки напомнили ему о бойце-оарнишке, которого видел он убитым, лежащим на льду еще в ту «незнаменитую» войну с Финляндией, что предшество­вала Великой Отечественной: «Мне жалко той судьбы дале­ки, / Как,будто мертвый, одинокий, / Как будто это я лежу...»

Уже после войны, в 1945 — 1946 годах, Твардовский соз­дает, может быть, самое сильное свое произведение о вой-ае — «Я убит подо Ржевом». Ведь именно после войны люди получили возможность вспомнить, оценить и осмыслить во­енные события: во время войны было не до того. Знаковым является и название города, использованное в названии сти­хотворения: бои подо Ржевом были одними их самых крово­пролитных в истории Великой Отечественной войны. Стихо­творение написано от первого лица, это страстный монолог мертвого, его обращение к живым. Обращение с того света, обращение, на которое имеет право лишь мертвый, — судить живых, строго требовать от них ответа.
 
Стихотворение заво­раживает ритмом, оно довольно велико по объему, но прочи­тывается на одном дыхании. Знаменательно, что в нем не­сколько раз, почти рефреном звучит обращение, восходящее к глубоким пластам традиций: древнерусским воинским тра­дициям, традиции христианской. Это обращение — «братья» («Вы должны были, братья, / Устоять, как стена»). В этом стихотворении отразилась самая глубокая и одновременно самая простая мысль, с которой тысячи советских солдат шли в бой, зная, что скорее всего их ждет смерть:

И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.

В лирике Твардовского отчетливее всего проступает ори­гинальная концепция личности, сумевшей не раствориться в массе, не поддаться тоталитарной унификации и вместе с тем способной хранить и развивать в себе чувства многих. Имен­но сознание ответственности перед людьми, неусыпная па­мять спасали от раздвоенности, однако согласие с самим со­бой обреталось далеко не всегда. Твардовский пробовал скрываться от реальных противоречий за идиллией («Сель­ская хроника»), за формулами намеренно сглаженными я умиротворенными (некоторые главы поэмы «За далью - даль»), иногда он, напротив, воспарял на волне обезличенных государственных идей, но всякий раз это порождал0 творческое разочарование и бессилие. Нравственная пробле' матика тех тем, которых касался Твардовский, не позволял» и не допускала компромиссов.

Главная, самая больная для поэта тема — тема историче­ской памяти — нашла отражение в лирике Твардовского 1950 — 1960-х годов. Памяти погибших на войне посвящены такие проникновенные строки:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они, кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь —
Речь не о том, но все же, все же, все же...

За открытым финалом стихотворения — целый мир чело­веческих переживаний, целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение видело столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть незаслужен­ную. И сам Твардовский по мере сил в своей поэзии старался отдать дань памяти тем, кто погиб для того, чтобы он жил.

Стихотворение «В тот день закончилась война» с трагиче­ской силой говорит о глухой разлуке с павшими, особенно остро осознаваемой под гром победных салютов теми, кому повезло выжить в пекле войны.

Такова нравственная проблематика лирики Твардовско­го. Она звучала абсолютно во всех темах, которые поднима­лись поэтом: человек на войне и пос.ле нее, человек в услови­ях тоталитарного общества, тема памяти.[/sms]
29 ноя 2007, 14:20
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.