Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы

Сочинение: Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы

Сочинение: Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературыТема греха и покаяния всегда интересовала умы людей, особенно в XIX веке, когда в обществе была сильна власть ре­лигии. К этой теме обратился и Достоевский в своем бес­смертном романе «Преступление и наказание». Уже само на­звание является своеобразным ключом к пониманию текста, так, преступление соотносимо с грехом, а наказание — с по­каянием.

Обратившись к толковому словарю Ожегова, мы узнаем, что «грех — у верующих: нарушение религиозных предписа­ний, правил; предосудительный поступок», а «покаяние — добровольное признание в совершенном поступке, ошибке».

Главный герой произведения Родион Романович Расколь­ников — вечный студент, который был «задавлен бедно­стью». В его уме зарождается теория, построенная на нера­венстве людей, на избранности одних и унижении других. Чтобы проверить свою теорию в действительности и доказать себе, что он «право имеет», Раскольников замышляет убить старуху-процентщицу. В результате преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его созна­тельно, переступил через свою человеческую натуру, через самого себя.

Накануне преступления Раскольникову снится сон, кото­рый можно назвать сном-«предупреждением»: не случайно Достоевский говорит о чрезвычайном его сходстве с действи­тельностью. Идея настолько глубоко проникла в душу Рас­кольникова, что, ужаснувшись себя самого («неужели ж я в самом деле возьму топор...»), герой, узнав, что завтра «в та­ком-то часу» старуха будет «одна-одинехонька», принимает окончательное решение.

Старуха снится Раскольникову во второй раз, и во сне она смеется над ним. Религиозный философ Василий Розанов го­ворил об установлении чудовищной, мистической связи ме­жду покойной старухой и Раскольниковым. Мнение религи­озного философа представляется мне очень точным и уместным, ибо основная идея романа теснейшим образом связана с Библией и воплощает главную заповедь христиан­ства: «Не убий!» Розанов считает, что, убив старуху, Рас­кольников «разбил отраженный лик Божий, пусть даже обезображенный его носителем».
[sms]
Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», — признался он Соне Мармеладовой. Че­ловеческая натура героя не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. По­этому душевная борьба героя становится все напряженнее и .отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое -приводит в тупик.

Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость сво­ей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как думает об убийстве Лизаветы. И он старается не размышлять, потому что если он начнет это де­лать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логи­ке его теории они должны быть отнесены к «низшему» раз­ряду, и следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Полечки, Кате­рины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, от­ступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, нена­видеть, убивать тех, кого любит, а он не может этого пережить.

Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с тео­риями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не име­ет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! От­чего теперь я их ненавижу? » Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя: в произведении есть два героя, которые борются за пробуждение нравствен­ного чутья, то есть совести, в Раскольникове.

Активно опровергает теорию Раскольникова Порфирий Петрович в ходе следствия по делу Алены Ивановны. Ему приходится познать характер подозреваемого, в это же время он знакомится с теорией Раскольникова. Чем далее заходит следствие, тем более выявляется факторов не в ее пользу. Не­удача преступления есть провал теории. Относясь к разряду «низших» людей, Порфирий Петрович смог «раскусить» ге­роя романа и благополучно завершить следствие. Также он способствовал полному искоренению теории из разума Рас­кольникова. Ход следствия и постепенного опровержения теории можно проследить по диалогам героя романа с Пор-фирием Петровичем.

Всего таких столкновений было три. Одним из основных предметов первого разговора была непосредственно теория. У Порфирия Петровича сразу же возникает множество во­просов, которые не теряют своей значимости, несмотря на то что следователь позднее признается: «Я тогда поглумил­ся...» Вопросы эти таковы: «...чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных?», что произойдет, если
возникнет путаница; «...много таких людей, которые дру­гих-то резать право имеют?.......... жутко-с, если уж очень-то много их будет?..»
 
Надо заметить, что Раскольников посте­пенно сам теряет веру в свою теорию. Если в первом разгово­ре с Порфирием Петровичем он пробует разъяснить некото­рые ее положения, то в последней их беседе Порфирий уверенно говорит, что Раскольников, наконец, избавился от нее: «А вы ведь вашей теории уже больше не верите...» Но даже в момент «чистосердечного признания» Раскольников еще не готов покаяться. Он является в контору и сознается в совершенном преступлении лишь под влиянием самоубийст­ва Свидригайлова. С самого начала Раскольников и Свидри-гайлов показаны в романе как герои-двойники.

Раскольников — это не просто преступник, а жертва сво­его же преступления. Душа его болела, отчего он никак не мог оправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь. Именно с появлением Сони в Расколь­никове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он «пришел мучить» Соню; он не хочет стра­дания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание: «После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот кроткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: «Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уни­чижения... Ему стало ужасно тяжело». В сущности, отноше­ние Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, т. е. всепрощение.
 
Соня жалеет Раскольникова и именно по­этому прощает его. Она вернула Родиона к истине, направи­ла его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «...Он вдруг увидел, что это принижен­ное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось».

В финале романа показан путь героя к нравственному очищению. Он кается на площади, отправляется на каторгу. Не случайно в эпилоге под подушкой Раскольникова оказы­вается Евангелие, которое он сам попросил у Сони незадолго до своей болезни.

Как же Раскольников смог постичь ошибочность собст­венной теории и возродиться к новой жизни? Безусловно, он совершил преступление, жестокое преступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой своего преступления: «Я себя убил, а не старушонку». Хотя, согласно христианской морали, убитая старушонка, вызы­вающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее, по мнению Раскольникова, ничего не стоила. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шес­тидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вос­трым носом и простоволосая» — вот так ее описывает Досто­евский. Раскольников пришел к убеждению, что «на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки» значит «не более как жизнь вши», поэтому он решил изба­вить окружающих от безжалостной старухи.

Достоевский, разумеется, не согласен с философией сво­его героя, и автор заставляет его самого в ней разувериться. Рассматривая с христианской точки зрения преступление Раскольникова, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Ро­дион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убий­ства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», из­бранный. Но самое главное, что в конце произведения Рас­кольников все-таки понял ошибочность своей теории и пока­ялся.[/sms]
28 ноя 2007, 15:52
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.