Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Базаров и Аркадий в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Но так ли отлично поколение «детей» от поколения «отцов»? Так ли единодушны «дети» в стремлении свергнуть все старое и построить новое? Так ли сильны в своем намерении жить по-новому и, несомненно, лучше?
В романе мы встречаемся с двумя главными представителями нового поколения — Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым. Но эти молодые люди имеют между собой едва ли не больше различий, чем существует различий между ними и предшествующим поколением, представителями которого по замыслу автора являются братья Николай и Павел Петрович Кирсановы.
Повествование начинается с описания встречи отца и сына Кирсановых, а также с представления Аркадием Базарова. Его поведение, черты лица и одежда выдают в нем человека невысокого происхождения, но умного, образованного, знающего себе цену и ценящего собственную независимость. Автор пишет: лицо его «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Кирсанов-сын характеризует своего друга как «чудесного малого» и очень «простого», однако в манере держаться Базарова есть что-то вызывающе независимое, подчеркнуто сдержанное.
С первых страниц становится понятно, что Аркадий покорен Базаровым, который стал для него не просто старшим товарищем, но и учителем, наставником.
[sms]
На вопрос дяди: «Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое?» — молодой Кирсанов с гордостью отвечает: «Он нигилист». Видимо, эта философия так привлекает молодого романтика, что, не вполне вникнув, он яростно защищает позиции нигилизма от нападок со стороны Павла Петровича, англомана и аристократа, в высшей степени джентльмена. Однако нигилизм в представлении Аркадия куда менее воинствен, нежели нигилизм его друга Базарова.
Молодой Кирсанов видит в отрицании всего лишь нравственную опору для опровержения прежнего и строительства нового: «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров выражается куда более революционно: прежде чем строить, «сперва нужно место расчистить». «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать — мы отрицаем». Отрицание Базарова граничит с цинизмом, но высказанное им желание «ничего не делать» и «только ру- гаться» проистекает не от высокомерной лени, а от сознания бесполезности каких бы то ни было единичных действий. В Базарове сочетаются и великая любовь к русскому народу, и глубочайшее презрение к его невежественности, и боль за невозможность вытащить народ из нищеты, из суеверия и болезней.
Отличия между героями проявляются не только в силе их убежденности или в лидерских качествах. Молодые люди по-разному видят окружающий их мир. Кирсанов — романтик, чувствительная натура, он любит музыку и поэзию, не чужд мечтательному созерцанию природы, пустому философствованию. Он любит и ценит искусство, способен получать эстетическое наслаждение от чтения Гейне, однако он старается побороть эту сторону своей натуры, подчиняясь рационально-логическому началу, которое видит в Базарове и которое столь ему нравится.
Базаров, напротив, противник всяческого «романтизма», излишней чувствительности. Природа для него — «мастерская», и, как настоящий работник, он терпеливо трудится, анатомируя лягушек, гусениц, жуков.
Столь же по-разному герои проявляют себя в любви. На пути их встречаются две женщины, сестры, но оба друга вначале выбирают лишь одну, старшую, Анну Сергеевну Одинцову. Лишь после знакомства с ней Аркадий понял, что и его другу не чуждо человеческое: Аркадий «с тайным удивлением заметил, что он (Базаров) как будто бы сконфузился». В отношении обоих молодых людей к героине проявились скрытые стороны их натуры. Аркадий позволил себе влюбиться, и это чувство не показалось ему чем-то странным, оно было не противно его натуре, однако это чувство не стало страстью, прошло легко и быстро сменилось другой любовью — к младшей, Кате. Аркадий был создан для этого чувства, для тихого спокойного счастья, ровно так же, как Базаров для него создан не был.
Любовь Базарова — страсть, пожирающая не только его, но и объект любви, это разрушительное, а не созидательное чувство, как в случае с Аркадием и Катей. Сила его любви вызывает страх в Анне Сергеевне, холодной эгоистке, не способной на ответное чувство, но так же страх присутствует в нем самом. Он отрицает, злится на эту свою слабость, но ничего не может поделать. Сильная натура, он остался верным себе и в поражении, сумев подчинить воле проявление собственного чувства. Но сторона, которую Базаров презирал, которую назвал «романтизм», в нем оказалась куда более сильной, нежели в чувствительном Кирсанове.
Аркадий с легкостью простился со старыми убеждениями, простился с нигилизмом Базарова, с его воинственным отрицанием, и отдался в руки любимой женщины так же просто и естественно, как если бы всю жизнь так поступал. В молодом Кирсанове нет стержня, который бы определял его характер, но потому он и менее уязвим. Базаров же, напротив, потерпев неудачу в любви, потерял самое главное — уверенность, отсутствие сомнений в правильности своих действий. Смыслом жизни для Евгения была работа — он перестал работать. Смыслом жизни было отрицание — он признал иную, помимо разума, силу.
В итоге — закономерный финал для двух жизней: Аркадий Кирсанов станет счастливым мужем, помещиком и умрет в старости, окруженный внуками, Базарова же ждет нелепая смерть, увы, вне окончательного примирения с жизнью, которую он отрицал.
В последние часы перед смертью он будет думать о любимой женщине, чью силу над собой он чувствовал почти так же, как и власть чувства. Лишь при взгляде на умирающего Базарова Анна Сергеевна постигает всю силу любви героя, но ничего не может ответить.
«Гигант», как сам себя называет Базаров, оказался «по-лураздавленным червяком», огромная сила пропала втуне.
Итак, новое поколение, к которому относятся Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, потерпело поражение. Им нечего было противопоставить «отцам», и потому один из них, Базаров, потерял жизнь, а второй, Аркадий, согласился с принципами «отцов».[/sms]
Отличия между героями проявляются не только в силе их убежденности или в лидерских качествах. Молодые люди по-разному видят окружающий их мир. Кирсанов — романтик, чувствительная натура, он любит музыку и поэзию, не чужд мечтательному созерцанию природы, пустому философствованию. Он любит и ценит искусство, способен получать эстетическое наслаждение от чтения Гейне, однако он старается побороть эту сторону своей натуры, подчиняясь рационально-логическому началу, которое видит в Базарове и которое столь ему нравится.
Базаров, напротив, противник всяческого «романтизма», излишней чувствительности. Природа для него — «мастерская», и, как настоящий работник, он терпеливо трудится, анатомируя лягушек, гусениц, жуков.
Столь же по-разному герои проявляют себя в любви. На пути их встречаются две женщины, сестры, но оба друга вначале выбирают лишь одну, старшую, Анну Сергеевну Одинцову. Лишь после знакомства с ней Аркадий понял, что и его другу не чуждо человеческое: Аркадий «с тайным удивлением заметил, что он (Базаров) как будто бы сконфузился». В отношении обоих молодых людей к героине проявились скрытые стороны их натуры. Аркадий позволил себе влюбиться, и это чувство не показалось ему чем-то странным, оно было не противно его натуре, однако это чувство не стало страстью, прошло легко и быстро сменилось другой любовью — к младшей, Кате. Аркадий был создан для этого чувства, для тихого спокойного счастья, ровно так же, как Базаров для него создан не был.
Любовь Базарова — страсть, пожирающая не только его, но и объект любви, это разрушительное, а не созидательное чувство, как в случае с Аркадием и Катей. Сила его любви вызывает страх в Анне Сергеевне, холодной эгоистке, не способной на ответное чувство, но так же страх присутствует в нем самом. Он отрицает, злится на эту свою слабость, но ничего не может поделать. Сильная натура, он остался верным себе и в поражении, сумев подчинить воле проявление собственного чувства. Но сторона, которую Базаров презирал, которую назвал «романтизм», в нем оказалась куда более сильной, нежели в чувствительном Кирсанове.
Аркадий с легкостью простился со старыми убеждениями, простился с нигилизмом Базарова, с его воинственным отрицанием, и отдался в руки любимой женщины так же просто и естественно, как если бы всю жизнь так поступал. В молодом Кирсанове нет стержня, который бы определял его характер, но потому он и менее уязвим. Базаров же, напротив, потерпев неудачу в любви, потерял самое главное — уверенность, отсутствие сомнений в правильности своих действий. Смыслом жизни для Евгения была работа — он перестал работать. Смыслом жизни было отрицание — он признал иную, помимо разума, силу.
В итоге — закономерный финал для двух жизней: Аркадий Кирсанов станет счастливым мужем, помещиком и умрет в старости, окруженный внуками, Базарова же ждет нелепая смерть, увы, вне окончательного примирения с жизнью, которую он отрицал.
В последние часы перед смертью он будет думать о любимой женщине, чью силу над собой он чувствовал почти так же, как и власть чувства. Лишь при взгляде на умирающего Базарова Анна Сергеевна постигает всю силу любви героя, но ничего не может ответить.
«Гигант», как сам себя называет Базаров, оказался «по-лураздавленным червяком», огромная сила пропала втуне.
Итак, новое поколение, к которому относятся Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, потерпело поражение. Им нечего было противопоставить «отцам», и потому один из них, Базаров, потерял жизнь, а второй, Аркадий, согласился с принципами «отцов».[/sms]
28 ноя 2007, 13:15
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.