Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение: А.С.Пушкин «Человек — это живая загадка»


Сочинение: А.С.Пушкин «Человек — это живая загадка»

Сочинение: А.С.Пушкин «Человек — это живая загадка»Русская литература XIX века ставит перед читателями много вопросов, решая которые, человек развивается духов­но, растет нравственно. Читая художественное произведе­ние, прежде всего обращаешь внимание на героев, пытаешь­ся понять их характеры, разобраться в мировоззрении, постичь причины совершаемых ими поступков. Однако неко­торые персонажи остаются загадочными, и их тайну не мог­ли разгадать современники, мучаются неразрешимыми во­просами потомки. Не случайно Ф.М. Достоевский говорил, что «человек есть тайна», подчеркивая неоднозначность че­ловеческой души, ее двойственность, и считал, что разгадке этой тайны можно посвятить всю жизнь. До сих пор в литера­туроведении вызывают споры образы Софьи (комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»), Татьяны (роман А.С. Пушки­на «Евгений Онегин»), Печорина (роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»), Раскольникова (роман Ф.М. Дос­тоевского «Преступление и наказание») и т. д.

Таинственность образа Татьяны Лариной объясняется глубиной ее натуры, тем нравственным стержнем, в основе которого лежит русский национальный характер. Образ Татьяны является одним из центральных в знаменитом пуш­кинском романе «Евгений Онегин». Само определение тер­мина «образ» отличается сложностью. Если руководство-
ваться «Словарем литературоведческих терминов», «в центре образа стоит изображение человеческой жизни, пока­зываемой в предельно индивидуализированной форме, но в то же время несущей в себе обобщенное начало». Это «обоб­щенное начало» позволяет читателю выявлять закономерно­сти жизненного процесса, которые формируют людей имен­но данного типа.

Роман «Евгений Онегин», которому поэт посвятил около девяти лет, является одним из крупнейших и интересней­ших произведений в творчестве. А.С. Пушкина. В романе от­ражена не только жизнь дворянского общества, но и душа, чувства, мысли самого Пушкина. Они выражены не только в лирических отступлениях, но и в созданных поэтом образах. Одним из таких образов является Татьяна Ларина — «милый идеал» Пушкина. Татьяна — любимая героиня поэта, не слу­чайно он пишет: «...я так люблю Татьяну милую мою».
[sms]
Большое внимание Пушкин уделяет процессу становле­ния личности своей героини, без этого невозможна полная характеристика образа. Татьяна в какой-то степени отража­ет черты провинциальных барышень того времени (любит га­данье, верит в сны и приметы), но во многом отличается от девушек своего круга. Татьяна кажется замкнутой, ценит свое одиночество: подругой ее автор называет «задумчи­вость», которая украшала героине «теченье сельского досу­га». Пушкин отмечает непохожесть героини на всех осталь­ных персонажей, даже на членов своей семьи:

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Одна из загадок Татьяны как раз и заключается в том, как в семье типичных представителей поместного дворянст­ва сформировался такой необычный характер. Поэт намеча­ет ответ на этот вопрос, однако у читателя всегда есть почва для дальнейших размышлений по этому поводу. Татьяна как бы «питалась» от самой природы, она человек, который име­ет корни, связан с национальной почвой, именно поэтому она занята формированием своего внутреннего мира, «ей ску­чен» внешний шум.

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.


Закономерно, что Пушкин указывает на русскую душу Татьяны, именно эта черта дает ей силы сохранить свой нрав­ственный идеал, несмотря ни на что.

Татьяне были чужды «детские проказы», она рано приоб­щилась к романам, которые «ей заменяли все». Никто не ру­ководил чтением девушки, и она воспринимала окружаю­щий мир в соответствии с тем образом, который создала, читая книги. В частности, представление о любви у Татьяны тоже было книжное, и идеал будущего избранника составил­ся на основе прочитанных романов: «Душа ждала... кого-ни­будь», «Пора пришла, она влюбилась».

Появление Онегина резко изменяет жизнь героини: у нее появляется надежда на исполнение тайных желаний: герои прочитанных романов

...Все для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.


Самым близким другом Татьяны является няня, которой героиня и доверяет тайну своего сердца. Это тоже характери­зует девушку: чувство ее слишком глубоко и серьёзно («Тать­яна любит не шутя»), чтобы она могла поверить его кому-ни­будь менее близкому.

Выбор в качестве предмета страсти Онегина оказался пре­допределен не только романами. Сказались романтические черты характера, которые Татьяна унаследовала от матери: когда-то та тоже была влюблена в «героя романа», но потом была выдана замуж за Дмитрия Ларина и быстро забыла о прежнем чувстве: «привычка усладила горе». Забегая впе­ред, скажем, что чувство Татьяны оказалось настолько глу­боко, что она сохранила его на долгие годы.
Татьяна пишет Онегину письмо — так поступила бы лю­бая героиня прочитанных девушкой романов. Автор отзыва­ется с восхищением о письме, которое раскрывает избранни­ку чувства Татьяны:

Кто ей внушил и эту нежность,
И слов любезную небрежность?


Перед читателем встает еще один вопрос: правильно или неправильно поступила героиня, написав любовное письмо человеку, которого совсем не знала. Многие ломают голову над загадкой, является ли поступок Лариной нравственным. Однако для Татьяны не было нравственного выбора в этой сцене, ведь ей кажется, что она хорошо знает героя своего ро­мана: она о нем столько читала. Кроме того, коль все героини романов (Клариса, Юлия, Дельфина), испытывающие такие же чувства («тайный жар», «мечты», «восторг», «грусть»), писали любовные письма и были вознаграждены за это, не­удивительно, что и Татьяна поступает так, совершенно не со­мневаясь в правильности своего поступка.

Онегин, умом понимающий благородство души и глубину чувства Татьяны, не готов к ответному чувству. Легкие и по­верхностные светские увлечения обладают способностью тра­гически разъедать душу, делать ее глухой к настоящему чув­ству. Именно поэтому Онегин, избалованный «привычкой жизни», в ответ на признание Татьяны разражается зануд­ной и обидной проповедью: «напрасны ваши совершенства, их вовсе недостоин я».

Глубина чувства проверяется временем и жизненными обстоятельствами: Татьяна не перестает любить своего из­бранника даже после убийства им на дуэли Ленского. После отъезда Онегина Татьяна приходит в его жилище: «Увидеть барский дом нельзя ли?» Героиня пытается понять, какого Же человека она полюбила: ...Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? 91 Книги, «лорда Байрона портрет», «столбик с куклою чу­гунной», изображающий Наполеойа, — все это позволяет Татьяне по-новому взглянуть на Онегина, понять сущность его натуры. Онегин отразил особенности своего поколения, он — человек с «безнравственной душой, 
 
Себялюбивой и су­хой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом».
 
По словам Пушкина, душа Онегина невольно выразила себя в выборе книг, в пометках на полях, в комментариях к тексту. Увиденное заставляет Татьяну иначе воспринимать «героя ее романа». Но любовь героини от этого не становится меньше, Татьяна просто прячет ее глубоко в сердце, стараясь забыть о ней. Кроме того, Ларина развивается, растет духовно, пости­гая мир книг, начинает более реалистично смотреть на окру­жающий мир:

...Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.


Не случайно события в доме Онегина (7-я глава) происхо­дит весной, когда природа пробуждается. Так же как и при­рода, пробуждается душа Татьяны после перенесенных ею потрясений.

До конца не разрешен вопрос о том, что произошло с ге­роиней во время посещений онегинского дома, какие внут­ренние метаморфозы с ней совершились, ведь после этого она соглашается поехать вместе с матушкой в Москву, на «яр­марку невест».

Изображение светской Москвы позволяет автору ярче по­казать характер Татьяны: она кажется здесь будто посторон­ним человеком. Пытаясь вслушаться в разговоры, Татьяна обнаруживает, что всех занимает «бессвязный, пошлый вздор». Татьяне одиноко и тяжело в гостиных:

Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит,
Ей душно здесь... она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню...

Татьяна мечтает о своей деревне, о природе, связь с кото­рой еще болезненнее ощущается в момент ее потери.

Выбор мужа предопределен равнодушием к собственной судьбе: Татьяне безразлично, за кого выходить; «толстый ге­нерал» был тем человеком, кто первый обратил серьезное внимание на девушку.

Читателя мучают сомненья, зачем Татьяна вышла за­муж, зачем погубила свою жизнь. Пушкин намеренно умал­чивает о том, что происходило с героиней с момента ее заму­жества до встречи с Онегиным на балу, когда еще более разочаровавшийся в жизни главный герой потрясен своей прежней знакомой и пытается ухватиться за любовь к ней, чтобы наполнить свою жизнь смыслом.

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней.


Онегина больше всего поражает, как эта девушка смогла сохранить в себе все то лучшее, что составляло сущность ее натуры (природность, естественность, искренность, нравст­венное чувство), и в то же время найти свое место в обществе, в свете, добиться уважения всех групп, составляющих обще­ство, которое так презирали и Онегин, и Татьяна, и прежде всего сам Пушкин:

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале...

Это самая главная загадка Татьяны: что же она за человек в конце романа и как ей удалось совершить такую серьезную внутреннюю работу?

Онегин как будто «прозревает»: он вдруг понимает, что любовь Татьяны является для него единственной возможно­стью счастья. Композиция романа и строится на описании двух встреч и двух писем героев. Теперь уже Онегин обраща­ет к Татьяне пылкие признанья — но героиня отказывает ему, и читатели, где-то в глубине души наслаждаясь ее побе­дой, все-таки сочувствуют Татьяне, которая по-прежнему любит Онегина: «а счастье было так возможно...». Татьяна верна прежним ценностям, и она прямо говорит об этом:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

В этих словах проявились лучшие качества любимой пушкинской героини: искренность и нравственная беском­промиссность. Счастье было возможно, но герои упустили эту возможность — строить же новое счастье на несчастье близких для Татьяны невозможно. В этих трех строчках — не покорность судьбе («другому отдана»), но осознанное ре­шение, даже решимость принять эту судьбу и не нарушить раз и навсегда данной клятвы.

Критики, литературоведы и просто читатели до сих пор мучаются, решая вопрос: «Как могла Татьяна отказаться от своего счастья, отречься от человека, которого любила всю жизнь?» Но в том и состоит миссия русской литературы, что­бы люди, приобщающиеся к высокому искусству, никогда не прекращали работу души, ведь сомнения лежат в основе про­гресса. И следовательно, решая глобальные нравственные во­просы, колеблясь в их решении, мы, люди, движемся вперед по пути развития.[/sms]
27 ноя 2007, 13:42
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.