Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Нравственный идеал А. П. Чехова

Сочинение: Нравственный идеал А. П. Чехова

Сочинение: Нравственный идеал А. П. ЧеховаА. П. Чехова известен нам как писатель-сатирик. Действи­тельно, трудно найти другого писателя, способного столь же правдиво высветить все стороны жизни. Становление чеховско­го таланта пришлось на 80-е годы — период безвременья, когда идеалы народничества рухнули, а новых еще не существовало. Чехов и не хотел жить по схеме, он не признавал никаких догм и пытался рушить их. У него не было окончательно сложивше­гося идеала будущего человека. Чехов смотрел на жизнь и ис­кал этот идеал. Он понимал, что нужно искать ответ на вопрос о смысле жизни, а его может дать лишь сама жизнь.

Главной его задачей было правдивое изображение жизни. Сам Антон Павлович писал: «Чтс мир «кишит негодяями и него­дяйками», это правда. Человеческая природа несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только правед­ников. Думать же, что на обязанности литературы лежит выка­пывать из кучи негодяев «зерно», значит отрицать самое литера­туру. Художественная литература потому и называется худо­жественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле...
[sms]
Литератор обязан бороть свою брезгливость, марать свое воображение грязью жизни...» Вот почему Чехова больше при­влекал заурядный поток жизни — та, по определению Гоголя, «тина мелочей», барахтаясь в которой люди перестают замечать, как ничтожны их цели. Именно здесь Чехов нашел неисчерпае­мые залежи смешного. Но для того, чтобы оно стало смешным и для читателя, нужно было показать, как под влиянием при­вычки обессмысливается поведение людей, то есть нужно было показать обычного человека в его обыденном существовании. И чтобы показать жизнь во всем ее разнообразии, Чехов в своих рассказах описывает действия, происходящие в городе и в де­ревне, на даче и в аптеке, в церкви и на балу.

В произведениях одного только года больше двухсот пятиде­сяти основных персонажей, которые являются представителя­ми почти всех социальных групп: помещики, купцы, военные — от тайного советника до коллежского секретаря, мужики, док­тора, музыканты, актеры и многие другие. Вводя в действие эти персонажи, Чехов высмеивал то, что не хотел бы видеть в своем идеале.

Так, например, мелкий чиновник в изображении Чехова — это злобный, завистливый, вздорный и трусливый человек. Обыкновенно он вполне удовлетворен условиями своего суще­ствования, а если и бывает иногда недоволен, то лишь тем по­ложением в чиновничьей иерархии, которое он занимает. Вот почему он больше всего ценит чин и богатство. И ни образова­ние, ни культура не в силах изменить эту жизненную установ­ку чиновника. Червяков, например, сидел в креслах партера затылок в затылок с генералом, но тот все-таки был для него столь недосягаем и свят, как Бог («Смерть чиновника»). Тонкий закончил гимназию, однако, как только услышал, что друг его детства уже тайный советник, тут же «съежился, сгорбился, сузился» и «Ваше превосходительство... Хи-хи-с!» («Толстый и тонкий»). По этому поводу сам Чехов писал: «...Кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому больше ничего не остается, как стать чиновником».

Большое общественное зло также и в крепостничестве, так как сохранились не только люди, пользовавшиеся привилегия­ми, завещанными крепостной эпохой, но и мораль, порожден­ная крепостничеством, еще жила в сознании и поведении его современников. Бывшие крепостные еще не один год после от­мены крепостного права по привычке смотрели на помещика как на господина и считали себя обязанными выполнять лю­бую его прихоть. Так, например, Фирс из пьесы «Вишневый сад» с сожалением вспоминает о прошедших временах. И если бы Карпушка и Матвей не изъявили готовности сразу же при­ступить к исполнению приказа Трофима Семеновича, то над­ругательство над парнем и девкой могло бы и не состояться («За яблочки»).

Такое рабское повиновение, ощущение своей ничтожности также не соответствовали нравственному идеалу Чехова. В од­ном из его писем младшему брату Михаилу есть такие строчки: «Не нравится мне... зачем ты величаешь особу свою «ничтож­ным и незаметным братишкой».

Ничтожество свое сознаешь? Не всем, брат, Мишам надо быть одинаковым. Ничтожество свое сознавай, знаешь где? Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не пред людьми. Среди людей нужно сознавать свое до­стоинство. Ведь ты не мошенник, честный человек? Ну и ува­жай в себе честного малого и знай, что честный малый не ни­чтожность».

Не находит А. П. Чехов идеала и среди персонажей, живу­щих «футлярной» жизнью. Беликов — главный герой рассказа «Человек в футляре», казалось бы, живет по правилам. Девиз его жизни — как бы чего не вышло. Он заковал себя в рамки законов, делал только то, что разрешено. И этот «человек в футляре» держал в руках весь город в течение пятнадцати лет. Он был уверен, что все должны поступать только по пра­вилам, тем самым ущемляя свободу других. Беликов не один, таких людей много.
 
Коллежский асессор Кирьяков из рассказа «Необыкновенный» своим поведением обижает других, но это не из-за эгоизма или еще каких-нибудь других дурных наклон­ностей. Напротив, «он честен, справедлив, рассудителен, ра­зумно экономен... добродетелей у него гораздо больше, чем не­достатков...» — так говорит его жена (похоже, что Чехов не со­мневается в правдивости ее слов). Кирьяков черств и суров потому, что бескорыстно и самоотверженно служит несомнен­ному принципу. В этом вина героев, но и оправдание.

Мы видим, что все дело не столько в этих людях, сколько в морали, предопределенной сложившимися жизненными ус­тоями. Но Чехов чувствовал, что формы жизни современной ему России исчерпаны, и сам он был свободен от этих форм. Он уже остро чувствовал толчки новой жизни, хотя, как я уже говорила, не видел точно, какой она будет. Он надеялся, что новая жизнь будет гармоничная, не ущемляющая прав че­ловека.

В его произведениях появляются новые персонажи, более близкие к нравственному идеалу писателя. По мнению Чехова, к числу хороших людей можно отнести независимого, стойкого человека, который отдает себя труду, который способен нести ответственность. Здесь можно привести в качестве примера Аню («Вишневый сад») и Надю («Невеста»). Надя — невеста но­вой жизни: она покидает родной дом, бросает жениха, чтобы окунуться в новую жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным. Аня также является образом весны, то есть образом будущего. Именно она сможет вступить в это будущее.

Таким образом, мы пришли к выводу, что конкретного нрав­ственного идеала у А. П. Чехова не было, но он видел, чего не должно быть в новом человеке, что портит нашу жизнь. Вер­ность правде была причиной широкого признания его среди со­временников. Они поняли, что каждое произведение Чехова — о них, обо всем, что сами они, кажется, чувствуют. Суровая правда его произведений — это правда самой жизни. Трудно постичь общий смысл чеховского творчества, но главное можно понять: он зовет к новой жизни, в которой не будет лицемерия, ограниченности, зла, то есть А. П. Чехов зовет к переменам. «Главное — перевернуть жизнь», — говорит его устами герой рассказа «Невеста».[/sms]
22 ноя 2007, 16:06
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.