Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Значение снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение: Значение снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение: Значение снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»Сны отражают душевное и психическое состояние человека. Во сне происходят вещи, которые могли бы произойти с челове­ком в его реальной жизни, но обязательно есть какая-то деталь, противоречащая здравому смыслу. Бывают болезненные сны, они отличаются «яркостью и чрезвычайным сходством с дейст­вительностью», именно поэтому сны, увиденные в болезненном состоянии, «производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека». Сон является как бы продолжением событий, произошедших днем.
 
Ведь жизнь — это мгновение, и человеческой душе жаль тратить треть своего существования впустую. Во время сна душа человека продол­жает чувствовать, сопереживать, грустить, радоваться. Во сне проявляются истинные желания человека, которые он, может быть, боится высказать вслух днем.

Сон «есть закон природы, которого не знаем мы и который кричит в нас», — считал Ф. М. Достоевский.

На протяжении романа Родион Раскольников пять раз видит сны. Первый сон он видит в своей комнатке после встречи с пьяной девочкой на К-ом бульваре. Этот сон относится как раз к болезненным снам. Действие происходит в далеком детст­ве Раскольникова. Жизнь в его родном городке настолько обыч­на и сера, что «время серенькое» даже в праздничный день. Да и весь сон изображен Достоевским отнюдь не в радостных тонах: «чернеется лесок», «дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная». Контрастирует с темным, серым то­ном лишь зеленый купол церкви, а светлыми пятнами являют­ся лишь красные и синие рубашки пьяных мужиков.
[sms]
Во сне присутствуют два места: кабак и церковь на кладбище. Кабак в сне Родиона Раскольникова олицетворяет пьянство, зло, ни­зость и грязь его обитателей. Веселье пьяных людей не внуша­ет окружающим, в частности маленькому Роде, ничего, кроме страха. Чуть дальше вдоль дороги находится городское кладби­ще, а на нем — церковь.

Самые добрые воспоминания Раскольникова связаны именно с церковью и кладбищем, ведь «он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов». Да­же могилку своего младшего брата, которого Родион ни разу не видел, он вспоминает с умилением, ему приятно думать об этой церквушке. Церковь не зря находится в трехстах шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить свою пошлую жизнь и, об­ратись к Богу, который все простит, начать новую, праведную жизнь.

Сон этот — очень важная часть романа. В нем мы впервые видим убийство, не только задуманное, но и осуществленное. И после сна в голове у Раскольникова возникает мысль: «Да не­ужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь за­литый кровью-, с топором? Господи, неужели?» Родиону будет тяжело совершить это убийство, потому что его отношение к насилию мало изменилось с детства. Не зря местоимение «он» употребляется одновременно и к маленькому Роде, и к Раскольникову-студенту: «Он обхватывает отца руками». Он хочет перевести дыхание... Он проснулся весь в поту...»

Несмотря на прошедшие годы, несмотря на задуманное убийство, несмотря на то что Раскольников давно уже не так набожен, как в детстве, он до сих пор питает отвращение к насилию, тем более к убийству. Также впервые в этом сне появился образ топора, который является одним из главных в романе. Топор предстал здесь орудием убийства, надеж­ным, но не совсем эстетичным, хотя в убийстве вообще нет ничего эстетичного. Образ замученной кобыленки встретится читателю в тексте еще раз — это Катерина Ивановна Марме-ладова: «Уездили клячу! Надорвалась!» Она, как и эта савра­ска, будет замучена мужем-пьяницей, Семеном Захарычем Мармеладовым,

Роль этого сна в действии романа очень велика. Если рас­сматривать композицию произведения в целом, то этот сон находится в экспозиции. Он и выполняет функции экспози­ции: знакомит читателя с образами, которые потом будут встречаться на протяжении романа. Этот сон является са­мым ярким и запоминающимся и несет большую смысловую нагрузку.

Еще один сон — это сон-крик, сон безобразный. Он заполнен не яркими, резкими, не приятными и радостными звуками, а страшными, ужасающими, жуткими: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побоев и ругательств он еще никогда не слыхивал и не видывал». Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться пер­вые и еще робкие сомнения в своей теории. Настасья так оха­рактеризовала его состояние: «Это кровь в тебе кричит. Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться». Но в нем кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Все существо Раскольникова воспротивилось совершенному им убийству, лишь воспаленный мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что убийство должно быть так же обычно, как смена дня и ночи.

Да, он убил, но, когда Илья Петрович бьет хозяйку, в голо­ве у Раскольникова то и дело возникают вопросы: «Но за что же, за что же... и как это можно!», «Но, боже, разве все это возможно!» Даже после совершенного преступления Расколь­ников питает отвращение к убийству и к насилию вообще. Этот сон показал молодому Наполеону, что он такой же «ге­ний», как и Илья Петрович, который без особой на то причины бьет хозяйку, в то время как у Раскольникова «рука не подня­лась запереться на крючок», «страх, как лед, обложил его ду­шу, замучил его, окоченил его...»

В этом сне местом действия является лестница. Она симво­лизирует борьбу внутри Раскольникова, борьбу добра и зла, вот только в данном случае непонятно, где добро, а где зло. Лестни­ца — это путь, который предстоит пройти герою, чтобы под­няться на самый верх человеческого развития, заменить Бога, который создал этот несовершенный мир, оказаться способным изменить людей для их же благополучия. Если Раскольников выдержит это испытание, то он убедится в своей теории и мо­жет натворить непоправимых вещей, вот почему провидение не допустило этого, и Родион лежал, окоченев от страха, точно «тварь дрожащая». Сон этот был нужен Достоевскому, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны теории Раскольникова, показать ее ужас и несостоятельность.

Для Родиона Раскольникова сны были очень важны, они бы­ли его второй жизнью. В одном из снов он повторяет уже со­вершенное им убийство старухи-процентщицы. По сравнению с действительностью пространство не изменилось, «все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках». Но во времени произошли значительные перемены. Была ночь. «Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна», «это от месяца такая тишина». Обстановка напоминала царство мертвых, а не обычный петербургский дом. Именно эта деталь напоминала о совершенном убийстве. Уходя из кварти­ры старухи, Раскольников оставил после себя два трупа. И вот сейчас он вернулся в это царство мертвых.
 
Все было мертво, но только для Раскольникова, все умерло в душе у него. Только для Родиона вокруг тишина и ни души, для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, Раскольников был выше всей этой толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он Наполеон, он гений, а гении не могут стоять на одной ступени с народом. Но люди осуждают Раскольникова, смеются над его жалкими попытками изменить мир через убийство какой-то старушонки. И действительно, он не изменил ровным счетом ничего: старуха по-прежнему жива и смеется над Родионом вместе с толпой людей. Старуха смеется над ним, потому что, убивая ее, Рас­кольников вместе с тем убивает и себя.

Сны в романе Достоевского играют еще одну немаловажную роль: они как бы иллюстрируют теорию Раскольникова. В тек­сте есть два сна, показывающие мир, созданный по теории ге­роя. В первом сне Раскольникову грезился тот идеальный мир, который будет создан им, гением, Наполеоном, спасителем че­ловечества, богом. Родион мечтал о Новом Иерусалиме на зем­ле, и описание этого мира очень напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни го­ря, неравноправия и печали. В этом мире все будет прекрасно: «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блест­ками песку, он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит». Неспроста оазис находится в Египте. Египетский поход, как известно, был началом пре­красной карьеры Наполеона, и Раскольников, как человек, пре­тендующий на место Бонапарта, строить свой мир должен на­чиная именно с Египта.

Но второй сон показал Родиону плоды его теории, которые он мог пожать уже в ближайшем будущем. Мир преобразился по сравнению с первым сном: он был «осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве». Рас­кольников, наверное, даже и не подозревал, насколько страшна, насколько соблазнительна его теория. Этот сон составляет пол­ную противоположность первому. Первый сон описан тонкими, изящными эпитетами, а во втором сне образ мира создают действия населяющих его людей: «мучился», «бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки», «кололись и резались», «кусали и ели друг друга», «начинали обвинять друг друга, дрались и снова резались». Вот такова истинная картина будущего ми­ра. Эти два сна показывают разницу между задуманным Рас-кольниковым миром и миром, который мог реально появиться. Именно после этого сна Родион Раскольников понял наконец сущность своей теории и отказался от нее.

Таким образом, сны составляют очень важную часть романа «Преступление и наказание». Без них образ Родиона Расколь-никова был бы неполным, потому что они отразили душевные переживания героя. Во время сна человеческая душа не защи­щена никакими искусственными масками, она открыта для лю­бого. Безусловно, есть большое количество различных приемов открыть читателю душу героя, но, по-моему, сон — это не толь­ко самый интересный, но и самый точный способ.[/sms]
22 ноя 2007, 13:27
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.