Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Григорий Печорин—герой своего времени

Сочинение: Григорий Печорин—герой своего времени

Сочинение: Григорий Печорин—герой своего времениОсновной задачей, которую ставил перед собой Лермонтов, было создать образ современного ему молодого человека. Эта творческая задача во многом была подсказана ему пушкинским Онегиным. Но Лермонтов рисовал героя того времени, что на­ступило после разгрома декабристского восстания. Не зря он писал в предисловии к своему роману: «Герой Нашего Време­ни... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния, в полном их развитии».

Кто же такой Печорин? Григорий Александрович Печо­рин — офицер, сосланный из Петербурга на Кавказ из-за ка­кой-то истории; он был разжалован, потом снова оказался на Кавказе; некоторое время путешествовал и, возвращаясь из Персии домой, умер. Кажется, что знаем о жизни человека совсем немного. Но Лермонтов и не стремится исчерпывающе показать жизненный путь своего героя, для него важны его душа, поступки и мотивы этих поступков.
 
Печорин — выхо­дец из аристократической семьи. Природа щедро одарила этого человека. Он отличается от многих людей своего време­ни высокой культурой, глубоким умом, ему не чужда филосо­фия, а память его насыщена фактами из литературы и исто­рии. Печорин задумывается о добре и зле, о предназначении человека, о смерти и религии. Его афористические высказы­вания свидетельствуют об остроумии. В Печорине живут два человека: холодный и расчетливый и глубоко любящий ис­кусство и поэзию.
[sms]
Человек глубокого ума, Печорин ощущает свои богатые воз­можности, он догадывается о своем высоком предназначении, но живет без цели в жизни. Осознание потерянных возможнос­тей постоянно преследует его. Не зря в своем дневнике он с та­кой трагичностью спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, было мне назначенье высокое, пото­му что я чувствую в душе моей силы необъятные...»

Сложность и богатство личности Печорина отражаются в сложности и разнообразии его языка. Печорин владеет поэти­ческой речью, часто употребляя литературные цитаты.

Лермонтов критически подходит к своему герою. Печорин разменивается по мелочам. Вся его жизнь — цепь донжуанских подвигов, эффектных жестов, внешний блеск. Любовь Печори­на никому не приносит счастья, встреча с ним порождает толь­ко страдания. Внешне сдержанный и холодный, он старается скрыть от других, а порой и от себя чувства любви и дружбы. Все лучшие качества этого человека остались невостребован­ными современным ему обществом. Печорин пробовал заняться наукой, но понял, что это не принесет ему ни славы, ни счастья. Печорин потерял веру в возможность осуществления великих идей. «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих се­бя», — говорит он. Его неверие, скепсис — результат реакции, наступившей после 14 декабря.

Печорин вспоминает о прошлом. В его исповеди перед княжной Мери отражается история увядания человеческой ду­ши, он размышляет о причинах исчезновения чистоты, преда-
тельства им нравственных устоев. Лучшие чувства, осмеянные светом, приходилось прятать. «Все читали на моем лице при­знаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились... я стал скрытен... злопамятен... сделался зави­стлив... Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть...»

Теперь, когда убили лучшие его качества, Печорин стал уг­рюм и одинок. В обществе он скучает, но его жизнедеятельная натура не может бездействовать. В надежде, что «скука не жи­вет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ. Печо­рин калечит судьбы людей, приносит им страдания, но и сам становится слепым орудием в руках судьбы. Ему было скуч­но — он вынудил влюбиться в него горянку Бэлу. Печорин не любил ее, ему интересно было покорить это чистое, дикое су­щество, которое так отличалось на первый взгляд от светских барышень.
 
Когда девушка влюбилась в него и покорилась ему, Печорин охладел к ней. Ему не надо рабское преклонение, Бэла стала ему скучна и неинтересна. То же самое происходит с ге­роями повести «Княжна Мери». Печорин добивается любви Ме­ри и отказывается от нее, убивает на дуэли прежнего своего приятеля Грушницкого. На свое признание Мери слышит хо­лодный ответ: «Я вас не люблю». Но страдания несчастной де­вушки глубоко трогают Печорина: «Еще минута, и я бы упал к ногам ее».
 
Печорин не любит Мери, как не любил и Бэлу, он не собирается на ней жениться, как того хотела девушка. Этот человек не способен на любовь, он не может составить чье-то счастье, как не может быть счастлив сам. Даже жалость его жестока: «Княжна... вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня.» Следовательно, вы меня любить не можете... Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?..»

Трагичны и его взаимоотношения с Верой. Вера — единст­венная женщина, которая его любила таким, каков он есть, она понимала, что за маской безразличия скрывается доброе серд­це и мужественная душа. Печорину не хватало именно людско­го понимания. Вспомним горькие слова: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял...» Может быть, поэтому Вера далеко не безразлична Печорину. Но между ними пропасть — она замужем.

Получив последнее письмо Веры, Печорин бросается в пого­ню. А когда загнанная лошадь свалилась под ним, он упал на мокрую землю и долго плакал. Вряд ли может плакать закон­ченный эгоист. Печорин так привык прятать свои истинные чувства от окружающих, что стоит только проснуться в его ду­ше чему-то настоящему, как он тут же оглядывается: не видел ли кто-нибудь. Он действительно хотел убить лучшую полови­ну своей души, но не убил, а спрятал ее глубоко — стоит ей вы­глянуть лишь на секунду, как он тут же зарывает ее поглубже. В Печорине два человека: один живет, другой мыслит и судит, и тот, который судит, беспощадно суров.

Теперешний Печорин одинок, он не верит друзьям: «...из двух друзей всегда один раб другого», не верит возлюбленным; считал, что любовь — это наслаждение сорванным цветком, на­дышавшись, следует его «бросить на дороге: авось, кто-нибудь поднимет». Отсутствие веры в дружбу, любовь лишают его жизнь какой-либо ценности.

Единственным человеком, с которым дружил Печорин, был доктор Вернер. Ему-то Печорин и хотел раскрыть душу, но не сделал этого, испугавшись, что останется непонятым.

Лермонтов не старался ни осудить своего героя, ни показать его лучшим, чем он есть. Печорину не повезло; возможно, ро­дись этот человек в другую эпоху, он сумел бы реализовать се­бя, свои таланты.

Если недостатки каждого отдельного человека присущи только ему, их еще можно исправить. Но когда недостатки ,или пороки свойственны целому поколению, вина ложится не на отдельных людей, а на общество в целом. Исправлять нуж­но не Печорина, а в первую очередь общество. «Герой своего времени» Печорин является одновременно и жертвой этого времени.[/sms]
21 ноя 2007, 13:17
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.