Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Русский пейзаж в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение: Русский пейзаж в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение: Русский пейзаж в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Когда-то Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в труд­ных материальных условиях человек должен найти точку опо­ры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И в этом нам помогает природа, она дает духовные силы.

Пушкин писал роман «Евгений Онегин» около восьми лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося, зрелого человека и художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, раз­говорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как вели­колепна русская природа.

На широком фоне русских картин жизни показана драмати­ческая судьба лучших людей, передовой дворянской интелли­генции эпохи декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая разносторонность его дарования. Изобра­жая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой кар­тине передает свое особенное, порой неуловимое обычным гла­зом, видение. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный, он имеет свой смысл. Автор пишет: «Иные нужны мне картины: люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сло­манный забор...». Перед поэтом Пушкиным — жизнь и ее по­вседневная проза.
[sms]
Уже в первых главах «Евгения Онегина» дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора: «Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Новы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель. Там некогда гулял и я, но вре­ден север для меня!». Этой небольшой фразой Пушкин иронич­но намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспо­минаниям молодости:

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою,
С любовью лечь к ее ногам.


Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в де­ревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит. Пушкин пишет:

«Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубравы,
Журчанье тихого ручья.
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон, потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же...».

Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в све­те, который успел своим ядом отравить его, Евгений не был по­этически тонкой натурой, как Ленский, он был ценителем жен­ской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресы­тившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, но душа молчала.

Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, приро­ду, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: «Я был рожден для жизни мирной, для де­ревенской тишины; в глуши звучнее голос лирный, живее твор­ческие сны». И далее продолжает: «Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной».

Татьяна близка автору тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы». Многие писатели от­мечали, что девушки, выросшие в глухой провинции, более вос­приимчивы к красоте. «Деревня, где скучал Евгений, была пре­лестный уголок», а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где «стада бродили по лугам» и «сени расширял гус­тые огромный, запущенный сад». Какая идиллия! Казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то, чем она жила.

Пушкин о Ленском пишет: «Он рощи полюбил густые, уеди­ненье, тишину, и ночь, и звезды, и луну». Это все очень близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности. Но Ленскому дает вдохновение Ольга, он приписывает ей чер­ты, которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне пустая и недалекая, она казалась Ленскому другой. Он боготворил в ней то, что ему хотелось видеть, то есть «не­винной прелести полна, она цвела, как ландыш потаенный, не­знаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой», а вместо ландыша оказалось, что вырос глупенький сорнячок, который «он любил, как в наши лета уже не любят, как одна безумная душа поэта еще любить осуждена».

Сон Татьяны оказался пророческим, она чутка, у нее хорошо развита интуиция. Я думаю, что такую душу она получила от матери-природы.

На всю деревенскую природу: на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму — Пушкин смотрит глазами Татьяны.

Так любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне или поэзия русских Святок со старой песней о потерянном мужиц­ком рае.

Поэтические картины природы в «Евгении Онегине» просто великолепны. «Как грустно мне твое явленье, весна, весна! По­ра любви! Какое томное волненье в моей душе, в моей кро­ви», — пишет автор. Все эти лирические отступления помогают нам лучше понять героев и эпоху, проникнуть в душу самого автора, ощутить полноту и краски жизни.

Белинский очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает лучший тип русского национально ха­рактера своей эпохи. Душе поэта чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность. Богатая духовная жизнь позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту.

Пейзаж очень важен в романе: он создает психологически верные портреты героев и передает дух времени. Картины при­роды в творчестве Пушкина, кроме того, служат превосходным средством воспитания любви к Родине, потому что можно лю­бить лишь ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забываются никогда, как никогда нельзя за­быть детство. Природа делает нас нравственно чище. В «Евгении Онегине» Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Роди­не, где страдал и любил, где набирался творческих сил.

Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина, критик Томашевский, написавший ряд замечатель­ных работ о поэте, отметил, что «точность описаний, отказ от жеманства, правдивость отличают поэзию Пушкина и ставят ее в первый ряд по грандиозности изображения русской при­роды».[/sms]
21 ноя 2007, 11:30
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.