Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение: Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение: Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»В образах Ольги и Татьяны А. С. Пушкин воплотил два со­вершенно разных женских характера. Поэт выразительно подчеркивает непохожесть, разность сестер Лариных, от­нюдь, однако, не противопоставляя их друг другу: они вовсе не антиподы, просто совершенно разные психологические ти­пы. Верный жизненной правде А. С. Пушкин, описывая вос­приятие Татьяной отъезда сестры с мужем, свидетельствует, что его любимая героиня, несмотря на полную, казалось бы, поглощенность в мысли о своих любовных неурядицах, ду­шевный хаос, очень болезненно переносит расставание с Оль­гой («...смертной бледностью покрылось ее печальное лицо», «...и сердце рвется пополам»):

И вот одна, одна Татьяна!
Увы! подруга стольких лет,
Ее голубка молодая,
Ее наперсница родная,
Судьбою вдаль занесена,
С ней навсегда разлучена.


Общность детских впечатлений, забав, взросления, девичьих мечтаний связывают их прочнее, чем разъединяет духовная не­похожесть, разность и душевная восприимчивость.

Внешность Ольги и ее характер автор описывает довольно кратко, не очень выразительно. Он рисует облик писаной красави­цы со всеми традиционными атрибутами, без малейшего изъяна:

...Глаза, как небо голубые
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...

[sms]
Столь же безупречный, бесконфликтный, уютный и ее внут­ренний мир — мир гармоничный в пределах воспринимаемого органами чувств и не стремящийся за эти пределы:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила...

Этот совершенный образ, будто бы сошедший с календаря или красочного плаката, живая иллюстрация родительских представлений об идеальном, благонравном, послушном ребен­ке («Невинной прелести полна, в глазах родителей, она цвела, как ландыш потаенный...») представляется чересчур насыщен­ным добродетелями и достоинствами, приторно сладким, чтобы поверить в искренность авторского восхищения. Обилие расхо­жих и красочных эпитетов и сравнений настораживает скрытой иронией и подвохом. И поэт подтверждает предположение вни­мательного читателя:

...но любой роман
Возьмите и найдете, верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.


А. С. Пушкин воздает должное классической правильности черт и младенческой безмятежности души героини, но он уже духовно перерос юношеское увлечение подобными образами, часто встречавшимися в любовной лирике поэта. Поэтому хотя автор и довольно-таки снисходителен к Ольге, однако беспо­щадно критический взгляд Онегина в определенной мере выра­жает и объективное отношение поэта:

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.

Онегин сразу выделил из двух сестер Татьяну, оценив оригинальность, одухотворенность ее облика, сложность и напряженность душевной жизни героини. Пушкин изна­чально подчеркивает непохожесть сестер как внешне, так и внутренне:

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.


Внешность своей любимой героини автор передает опосред­ствованно, в сравнении с обликом Ольги, выражая этим вторич-ность физического по отношению к духовному, подчеркивая, . что только озаренность лица духовным огнем делает его пре­красным. Татьяна любит и великолепно чувствует природу, она живет просто и естественно, в полной гармонии с восходами и закатами, с холодной красотой зимы и пышным убранством осени. Природа питает ее духовный мир, способствует уединён­ной мечтательности, сосредоточенности на движениях своей души, простоте и естественности поведения. Забавам и развле­чениям сверстников она предпочитает «страшные рассказы зи­мою в темноте ночей», красочные, полные глубокого, таинствен­ного смысла народные песни и обряды.

Татьяна увлеченно читала сентиментальные романы, ис­кренне сопереживая их героям, восхищаясь высоким нака­лом их чувств. И когда пришла пора влюбиться, огонь ее любви вспыхнул ярким, неугасимым пламенем: его питали и романтические чувства любимых персонажей, и неутоли­мый жар одинокой, стремящейся к высокому общению души, и цельность и глубина этой самобытной, органичной натуры, взлелеянной загадочными романтическими образами народ­ного творчества. Как искренне, непосредственно выражает Татьяна сумбур своей души, глубину чувств, как естествен­но передает смущение и стыд, надежду и отчаяние в письме к Онегину:

Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья...
Другой!.. Нет,никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя...
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый перерви,
Увы, заслуженным укором!
 
И Татьяна оказалась верна своей первой и единственной любви («И в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит, и об Онегине далеком ей сердце громче говорит...»), в отличие от Ольги, очень скоро утешившейся в замужестве («Мой бед­ный Ленский! изнывая, не долго плакала она, Увы! Невеста молодая своей печали не верна»). Правда, судьба распоряди­лась так, что Татьяна стала женой другого, но в этом не ее ви­на. Молодая женщина отвергает любовь Онегина из-за верно­сти устоям впитанной с детства народной морали, нежелания разрушить жизнь любящего ее человека. В этом ее жизнен­ная драма.

Решительно, с достоинством отвергает Татьяна запоздалое признание Онегина, утверждая, что добродетель, честь, чувство долга, нравственные обязанности дороже любви:
 
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
 
А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» нарисовал нам два непо­хожих, но, несомненно, знакомых нам по жизни женских харак­тера. Разумеется, характер Ольги встречается чаще, но и с об­разом Татьяны, может быть, не столь ярким в тех или иных про­явлениях, мы обязательно столкнемся на жизненном пути.

Очень образно и ярко определил сходство и различие двух женских характеров в романе И. А. Гончаров: «...характер поло­жительный — пушкинская Ольга — и идеальный — его же Тать­яна. Один — безусловно, пассивное выражение эпохи, тип, отли­вающийся, как воск, в готовую, господствующую форму.

Другой — с инстинктами самосознания, самобытности, само­деятельности. Оттого первый ясен, открыт, понятен сразу...

Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, мало­уловимым».[/sms]
21 ноя 2007, 11:03
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.