Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 9 класс » Сочинение: Барская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение: Барская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение: Барская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Комедия «Горе от ума», появившаяся накануне восстания де­кабристов, произвела, по словам А. С. Пушкина, «неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». Успех произведения был необыкновенно велик, так как современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, в которой автор высмеял московское выс­шее общество, изобразив его зло и карикатурно. Срывая маску внешнего благолепия и благоприличия, Грибоедов представил это общество на суд людской разоблаченным от всех и всяческих ук­рашающих покровов.

Главное действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает дорогие автору мысли, а вся барская Москва, представленная в образах многочисленных гостей, при­шедших на званый обед в дом Фамусова.
[sms]
Здесь, в этом обществе, мы видим сборище ханжей, «знатных негодяев», мелких подлецов и отъявленных мошенников, объе­диненных круговой порукой, непримиримой враждой к «свобод­ной жизни», культуре и просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняют крепостных на борзых собак, не гнушаясь ни­какими средствами добывают почести и богатства, «разливаются в пирах и в мотовстве», живут по заветам и преданьям «минувше­го века» — «века покорности и страха». Мораль этого общества основана на услужливости перед сильными и угнетении слабых, а идеалом человека считается удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстьщному раболепству и шутовству.

Более всего московское высшее общество характеризует Павел Афанасьевич Фамусов: недаром это общество мы называем «фа-Мусовским».

Это — «старинный верный член» Английского клуба, бога­тый, властный, самовлюбленный самодур, приверженец патри­архальных порядков — типичный московский барин. Занимая большой служебный пост, он и к службе относится по-барски, излишне не отягощая себя. «Подписано, так с плеч долой», — таков его обычай. Он не любит и боится Чацкого, чувствуя в нем бунтаря и ниспровергателя старых устоев, которые являются для Фамусова основой благополучия.
 
Защитник самодержавно-кре­постнического строя, верный дворянским традициям, он объявляет Чацкого, защищающего право человека свободно выби­рать себе занятия, опасным, не признающим властей, и угрожает ему судом. Олицетворяя собой высшее чиновничество, его без­деятельность на службе, чванство и взяточничество, Фамусов, тем не менее, не карикатура, — он имеет яркий характер, обладает здравым смыслом; его суждения — результат жизненного опыта; некоторые характеристики, данные им другим персонажам пье­сы, остры и метки. Но Фамусов, каким его создал Грибоедов, все же действительное, ощутимое, живое зло, так как он обладает реальной властью над людьми.

Весьма близок Фамусову Скалозуб — человек, которого мож­но назвать слепым исполнителем воли вышестоящего начальства, противник любой свободной мысли и просвещения, тупой, без­думный солдафон и карьерист, но карьеризм его преступен — он основан на потерях армии. Этот «хрипун, удавленник, фагот, со­звездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, отражает в пьесе измельчание и опошление военного человека.

Резкими, типическими чертами обладают и все остальные пер­сонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума».

Перед нами предстают Платон Михайлович Горич — в прошлом приятель Чацкого, а ныне — опустившийся, инертный, попавший «под каблук» жены, внутренне примирившийся с фамусовским миром, человек; княжеское семейство Тугоуховских, где дочери озабочены лишь удачным замужество^, и вместе с матерью помы­кают старым отцом; важная московская барыня Хлестова, грубо­ватая, не привыкшая сдерживаться в словах, стремящаяся повеле­вать и властвовать, преданная, как и Фамусов, старым устоям и порядкам.

Фамусовское общество не может существовать также без таких людей, как Загорецкий, — светский шулер, мошенник и донос­чик, необходимый спутник Фамусовых и Хлестовых. «Лгунишка он, картежник, вор... да мастер услужить»,,.— характеризует его Хлестова, разоблачая тем самым нравственный уровень и свой соб­ственный, и всего своего круга.

Значительное место занимает и Репетилов — «душа» дворянс­кого общества, шут, сплетник, пустозвон, прикрывающийся увле­чением либеральными идеями, чтобы иметь возможность «пошу­меть» в клубе».

Как свой принят в этом мире Молчалин — «безродный» секре­тарь Фамусрва - совершенное ничтожество, человек, который боится произнести лишнее слово, который не смеет «свое сужде­ние иметь», но знает, какдойти «степеней известных» и готов угож­дать всем, «ведь нынче любят бессловесных». Он обладает, по сво­ему собственному убеждению, двумя талантами — умеренностью и аккуратностью, которые и обеспечивают ему успех.

Одним из главных персонажей является Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реальной жизни, а, по тогдашней моде, на французских романах. Наделенная от природы незаурядным умом и другими положительными каче­ствами, она все же полностью принадлежит фамусовскому миру.

Галерея типических образов барской Москвы включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, они упомина­ются только в характеристиках, которые дают основные персона­жи пьесы, но все эти лица имеют очень важное значение для пол­ноты картины московского общества, его обычаев и нравов. В их числе и «черномазенький» завсегдатаи всех балов и обедов, и кре­постник-театрал, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тбщи», и влиятельная старуха Татья­на Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо»; «адамы?—сунь­ся кто, попробуй овладей; судьи всему, везде, над ними нет су­дей», — вплоть до княгини Марьи Алексеевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире.

Эта галерея колоритных образов типичных представителей бар­ской Москвы, где отсутствует представление о национальной куль­туре, процветает низкопоклонство перед чинами, перед всем ино­странным, где родители воспитывают детей, набирая «полки учи­телей» «числом поболее, ценою подешевле». Тут процветают сплет­ни, боятся не дурных поступков, а пересудов: «Грех — не беда», «Как можно против всех!». Фамусовское общество — это реакция, косность, рутина, ци­низм, устойчивый, раз и навсегда определенный уклад жизни.
 
Грибоедов точно уловил дух косной среды и мастерски запечатлел тот «особый отпечаток», который лежит на «всем московском». Но в этот затхлый мир, подобно струям освежающей грозы, врывается Чацкий, человек умный и благородный, с его тревогой и мечтами, с «возвышенными мыслями» и передовыми убеждениями — гла­шатай «свободной жизни» и защитник русской национальной са­мобытности.
 
Величайшая заслуга А. С. Грибоедова заключается в том, что он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портре­тов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не при­украшенный отвратительный облик крепостнического общества с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакейством, мракобесием и нравственным растлением, разоблачив его с могу­чей сатирической силой. Но в то же время, в образе единственного истинного героя пьесы он отразил и другую сторону действитель­ности — брожение молодых, свежих, прогрессивных сил, подры­вающих твердыни самодержавно-крепостнического строя.[/sms]
06 ноя 2007, 15:40
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.