Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Технологии » GPS - навигаторы » GPS-навигация. Особенности национальной GPS-навигации.

GPS-навигация. Особенности национальной GPS-навигации.

28 окт 2007, 12:09
GPS-навигация.  Особенности национальной GPS-навигации.Выходим из вагона поезда с романтическим названием «Москва-Лабытнанги» и сразу понимаем, что «здесь вам не тут»! Хотя, вроде бы, и погода хорошая, а тянущий ветерок продувает насквозь. Но мороз не мо­жет остановить нашего руководителя — настоящего борца за продвиже­ние технического прогресса в районы дальнего севера. Он сразу же пыта­ется привязать карту в Palm Vx к координатам нашего реального местоположения. Стоя на морозе, терпеливо ждем завершения истори­ческого момента. Мы ведь тоже за прогресс! В общем-то...

Попутный вездеход, неизвестной, но весьма «проходимистой» конструкции, не дает нам, как следует, согреться ходьбой и довозит поч­ти до входа в наше ущелье — точку отправления. Взметнув к небу тучи снега гусеницами, он скрывается, а мы проходим на лыжах немного дальше и встаем на первую ночевку.

Примерно -20° и ветерок. Все занимаются обустройством быта, но нашего руководителя интересует только процесс «привязки второй коор­динаты» в Palm Vx, проверка работы Cassiopeia E125 и GPS eTrex. Оказы­вается, все работает! «Не ждали» называется. И даже то, что мы видим на бумажной карте и вокруг, вполне совпадает с показаниями приборов!

Засыпаем, приятно пораженные силой знаний.

Выводы дня:
◆ GPS для Palm Vx показывает, что нашел целых 12 спутников и долго перебирает на экранчике какие-то числа. Ожидание результатов затягивается и по сути ничем не оканчивается. Так и не понятно — определил приемник свое местоположение или нет. Для полной уверенности, что сигналы спутников принимаются четко и можно работать дальше, нужно перейти в другое приложение (NMEA Monitor), а это не очень-то удобно.
◆ Другой испытуемый — eTrex в связке с Cassiopeia «соображает» намного быстрее: улавливает сигналы спутников и тут же отображает точность измерения координат.

Правда, Cassiopeia E-125 пока ориентируется на местности хуже нас: разница в определении точки на карте составляет около 800 метров. В то время как максимальная точность наших измерений — 6 м. Вероят­но, это связано с тем, что карту для Кассиопеи пришлось готовить на на­стольном компьютере.

N 66 59 21,5 E 65 28 40,4

Ходьба на лыжах — несколько забытое с прошлого года ощущение — настолько захватывает нас, что предводитель вспоминает о своей мис­сии «носителя прогресса» только после обеда. Мы решаем совершить ра­диальный выход на перевал Грандиозный, если только это нам позволит погода.

Как раз погода вызывает некоторые сомнения. С одной стороны, вроде бы солнечно и ясно, но холод и ветер сводят эти прелести на нет. К тому же откуда-то наползают облака.

Начальник достает заветную коробку с устройствами и перекла­дывает навигационное оборудование из нее во вместительный карман своей ветровой куртки. Он хочет проверить работу Cassiopeia E125 и GPS eTrex и Palm Vx в движении, но… Ничего хорошего из этого не получа­ется.

Техника — это вам не люди! Она не может работать в таких нече­ловечески холодных условиях! Всего один переход на морозе минут в со­рок — и eTrex замерзает совсем, а Palm Vx сначала несколько раз сбрасы­вает уже загруженную карту, как будто мы из нее уже вышли, а потом и вовсе темнеет экраном и умирает. Однако мы точно знаем, что не могли выйти из района Рай-Из, совсем этого не заметив, и Юра перекладывает все замерзшие «железки» во внутренний карман — отогреваться.

Уже вечером, в относительно теплой палатке и при ближайшем рассмотрении, оказывается, что дело было не только в морозе, но и в ошибке пользователя! Просто первая координата, определенная при схо­де с поезда, была установлена не совсем верно, и это сбивало с толку бед­ный Palm Vx.

Выводы дня:
◆ GPS-приемник eTrex выдерживает на морозе около сорока минут. В противном случае приходится придумывать, как его отогреть.
◆ Причина периодического сброса карты на Palm Vx — неправильно определенные в первый раз координаты привязки. Видимо во время их установки GPS-приемник еще не вышел на рабочий режим. Точки привязки карты можно отредактировать вручную, что мы и сделали.

Все с утра настроены на прохождение красивейшего перевала Во­допадный, который начинается в 50 м от нашей палатки и представляет собой три ступени лазурного чистейшего льда! Правда местами встреча­ется еще и вода, по-видимому, натопленная солнцем.

Погода хорошая: мороз, ветер и солнце. Мы уже поняли, что здесь, когда говоришь о погоде, про ветер можно и не упоминать. Он подразумевается всегда. Так что погода просто отличная!

Надеваем кошки и... Не снимаем их до позднего обеда. На обеде начальник, одной рукой устанавливая горелки, другой сооружая снеж­ную стенку от ветра, третьей достает аппаратуру. На радость ему Palm Vx, у которого теперь полный порядок со всеми определяющими координа­тами, абсолютно правильно показывает, где мы находимся!

После обеда он расхваливает свою технику: можно посмотреть на компас в движении, можно определить аномалии отклонения от нулево­го меридиана, можно узнать на какой мы сейчас высоте и т.д.

Чуть позже начальник, как и подобает настоящему руководителю, отправляет одного из нас вперед прокладывать путь, а сам пытается вы­яснить с помощью Palm Vx среднюю скорость нашего передвижения. Все работает отлично и наша скорость на так уж мала — 3 км/ч!

К вечеру по­года начинает портиться и солнечный день постепенно превращается в туманный вечер. Ужасная видимость!.. Но Cassiopeia довольно точно определяет на карте место нашей ночевки, Юра ставит на карте точку waypoint и на вся­кий случай записывает ее координаты в блокнот.

Выводы дня:
◆ Всего за два походных дня уже проявились первые закономерности в работе нашего навигационного оборудования: у Cassiopeia E-125 на морозе немного темнеет экран, но это регулируется простым увеличением яркости. Экран Palm Vx на морозе замерзает, становится темнее и начинает «тормозить», медленно перерисовывая изображение. Зато в Palm Vx есть очень полезное приложение, позволяющее пользоваться GPS-приемником как компасом и определять отклонение магнитного меридиана. Надо сказать, весьма полезное качество на Полярном Урале, где это отклонение составляет ни много — ни мало 22 градуса!
◆ GPS eTrex, благодаря отличному приему сигналов спутников, может работать из кармана ветровой куртки, что помогает решить проблему с замерзанием и позволяет ориентироваться прямо в движении. Длинный кабель, соединяющий его с Cassiopeia E-125, делает возможной длительную работу на морозе. GPS кладется в теплый карман, а карманный компьютер можно вынимать, так как при этом его аккумулятор греется от рук даже через рукавицу.
◆ На этот раз результаты нашего ориентирования совпали с результатами Кассиопеи, что позволяет сделать вывод о погрешностях карты. Очень жаль, что в OziExplorer CE нет возможности ни создания, ни редактирования точек привязки карты. Все нужно готовить заранее, на настольном компьютере. И наоборот, в случае Palm очень приятно, что такие возможности есть — это делает работу с картой более гибкой. Карта в Palm требует две точки привязки, которые их можно редактировать.
◆ Вечером меняем батарейку у Cassiopeia. Старая еще может работать, но рисковать не хочется. Предыдущей ночью было явно за 30 мороза.

N 66 56 28,
5 E 65 26 38,0

Высота ночевки:
687 метров над уровнем моря.

Кто бы мог подумать, каким будет этот день и как он закончится! Серое ветреное, но довольно теплое утро. По плану у нас намечен к про­хождению перевал под названием Неожиданный. По сути, нам надо про­сто перейти через узкую часть плато. Но это оказалось совсем не так легко.

Поначалу была плохая видимость — метров 150, потом видимость ухудшилась до 50 метров. Когда мы поняли, что перевал где-то рядом, уже практически ничего разглядеть было невозможно. Надели кошки и поползли вверх. А когда выбрались на верхнюю часть плато, то поняли, что лучше бы нам было этого не делать. Наверху бушевала пурга.

Мы довольно долго искали более-менее подходящий спуск, по­стоянно натыкаясь на обрывы и скальные сбросы. Судя по карте, отно­сительно нормальный спуск был только в одном строго определенном месте.

Жить хотелось очень и наш руководитель, держась за камни, до­стал Cassiopeia. Маленькая и тяжелая, она в подобной ситуации была не­сомненно более удобна, нежели разрываемая ветром бумажная карта. Мы почти не видели в пурге, что он конкретно делает, и через некоторое время, руководствуясь его окриками и энергичным размахиванием рук, двинулись куда-то сильно влево. Как оказалось впоследствии, Cassiopeia не подвела и показала нам не только точку спуска, но и высоту, на кото­рой мы находились в тот момент.

Спуск затянулся, ветер со снегом нещадно молотил и сдувал нас, не позволяя даже лицо повернуть в сторону. Двоих участников букваль­но смело со склона: прокатившись вниз около двухсот метров, они суме­ли остановиться. Таким образом, было обнаружено, что скальных сбро­сов ниже нет, и вскоре к ним присоединились остальные.

В обстановке, близкой к атмосфере Соляриса, мы куда-то спусти­лись. Состояние в команде было унылое, и наш мудрый руководитель, чтобы нас всех утешить, произнес: «Ставим скорее палатку, а там вклю­чим GPS и узнаем, куда мы попали!»

Мы сразу успокоились, повеселели и, крепко держась друг за дру­га, чтобы не улететь, довольно быстро поставили палатку и соорудили снежную стеночку вокруг нее. Попасть в стены капронового домика бы­ло сущим удовольствием! Как нельзя кстати оказалась и плитка шокола­да. Ощутив необыкновенный прилив сил, решили все-таки узнать, где мы, собственно, находимся. Когда начальник все соединил и включил, мы увидели на маленьком экране Cassiopeia свое местоположение. Надо сказать, что чертовски приятно было в эту трудную минуту увидеть на карте большую красную стрелку c надписью «Вы находитесь здесь». Ну просто слезы на глаза навернулись! Слава техническому прогрессу! С этой мыслью мы и провели ночь, причем из-за сильной пурги каждые два часа один из нас выбирался наружу и около часа пытался очистить палат­ку от заваливающего ее снега.

Выводы дня:
◆ События этого дня наводят на мысль, что основным применением GPS в путешествиях может стать именно ориентирование в плохую погоду, когда компас или карту использовать либо тяжело, либо просто невозможно. Возможно, что брать с собой подобный комплект навигационной аппаратуры стоит даже, если он пригодится всего лишь один раз. При грамотной настройке и умелом использовании все эти «технические навороты» в походе могут сильно выручить, а возможно и спасти жизнь.

N 66 55 25,
3 E 65 20 48,0

После ночной борьбы со стихией просыпаемся поздно. Пурга кончилась, и после визуальной проверки нашего местоположения дела­ем вывод: наши с Cassiopeia мнения по этому поводу абсолютно совпа­дают.

Без завтрака, опасаясь начала новой пурги (так как ветер дует очень сильно), мы быстро уходим вниз. Теперь время для проверки Cassiopeia и GPS в движении. Все работает здорово.

Добравшись, наконец, до места, где ветер не сдувает с ног, реша­ем плотно пообедать. Наш руководитель в процессе приготовления еды не участвует, зато просит каждого, кто проходит мимо него, сфотографи­ровать его с любимой «Касей» на фоне гор.

Вечером на ночевке приходят мысли о том, как здорово было бы взять с собой GPS-комплекты летом: они не будут мерзнуть, и их можно будет использовать на полную мощь.

Следующие три дня можно условно объединить, так как ничего значительного не происходило. Наш путь лежал к высшей точке Пайпу-дынского массива, расположенного в нескольких часах езды на поезде. За минуту выгрузившись на нужной станции, мы всего часа за че­тыре добежали по морозцу и при сильном боковом ветре до почти неза­метного леска (несколько деревьев и кустов) прямо перед «нашей» вершиной и поставили палатку. Выбраться утром из палатки оказалось поч­ти невозможно — опять началась пурга. День прошел в тоскливом ожи­дании и изучении все новых и новых возможностей наших навигацион­ных приборов.

N 67 06 50,7 E 65 18 52,3

Высота ночевки: 185 метров над уровнем моря по показаниям Cassiopeia. 205 метров над уровнем моря по показаниям Palm Vx. Никто не мог представить, что с утра погода может быть так вели­колепна! На небе ни облачка и, что самое поразительное, нет ветра.

При вполне приличном морозе в тени, мы поднимались по залитому солнцем склону горы в футболках! О таком дне мечтают все путешественники, и особенно те, которые несут технический прогресс в районы дальнего се­вера!

Мы поднялись на вершину Пайпудын-чорр и увидели вокруг все горные массивы Полярного Урала. Но даже это великолепное зрелище не смогло отвлечь руководителя похода от его миссии. Мы-то шли на вершину за красотой, а он — проверить показания приборов. Техника, уже в который раз, не подвела. Все цифры, высветившиеся на маленьких экранах, соответствовали визуальным наблюдениям и нашей простой двухкилометровой карте.

Вот так закончились наши похождения по Полярному Уралу с Palm Vx, GPS eTrex и Cassiopeia E-125. Теперь мы знаем, что лучший за­гар приобретается под Воркутой, самые сильные ветры постоянно дуют под Воркутой, самые безлесые горы тоже находятся под Воркутой, а ори­ентироваться в этих горах лучше всего с помощью спутников и современ­ной техники! Вершина Пайпудын-чорр N 67 09 34,8 E 65 17 21,2

Высота вершины:
◆ 1082 метров над уровнем моря по показаниям Cassiopeia.
◆ 1091 метров над уровнем моря по показаниям Palm Vx. Подъем занял около 4,5 часов.

На спуске результаты следующие:
◆ Наша максимальная скорость на спуске 27,5 км/ч
◆ Средняя скорость нашего движения 3,2 км/ч
◆ Путь до вершины 5,82 км
◆ Время 1,56 ч

Показательно, что вновь определенные после возвращения коор­динаты нашей ночевки практически совпали с определенными ранее. Расхождение лишь в долях секунд! N 67 06 50,9 точность 5 метров E 65 18 52,8

Координаты поселка Полярный:
N 67 03 28,9 E 65 20 58,7

Выводы по GPS-комплектам:

Pocket PC часть (Cassiopeia + OziExplorer CE):
◆ Возможность масштабирования карты.
◆ Возможность работы с цветной картой (при движении по пересеченной местности летом информативность карты повышается в несколько раз).
◆ Информационная строка, в которой показываются основные параметры (координаты и высота). Не надо переходить в другие приложения или копаться с GPS-приемником.
◆ Возможность работы Cassiopeia с модулями энергонезависимой памяти.
◆ нет ограничения на объем карты
◆ карта не пропадет при жесткой перезагрузке
◆ можно хранить дистрибутив программного обеспечения и backup
◆ можно хранить информацию (координаты точек и т д.) в энергонезависимой памяти
◆ Возможность быстрой замены аккумуляторов на КПК.
◆ Отсутствие функций привязки карты на местности и коррекции этой привязки.

Palm OS часть (Palm Vx + Atlas)
◆ Привязка карты непосредственно на местности, коррекция привязки карты вручную.
◆ Подзаряжать аккумулятор Palm можно лишь при помощи специальных устройств, простая замена невозможна.
◆ Размеры программ невелики, скорость их работы достаточна.
◆ Наличие спектра специализированных программ (Atlas, Tracker, Compass, NMEA Monitor)

Соединение КПК и GPS через шнур
◆ Длинный соединительный шнур между КПК и GPS позволяет использовать комплекс таким образом, что для работы из кармана вынимается только КПК (например, в дождь).
◆ Устройства друг от друга независимы и могут эксплуатироваться отдельно (если у самого GPS предусмотрены такие функции и возможности).
◆ Замена КПК на новую модель не потребует замены GPS-приемника, достаточно приобрести новый соединительный шнур.

Комплект на основе Pocket PC можно рекомендовать профессио­налам и энтузиастам, хорошо знакомым с геодезией, способным само­стоятельно создать необходимую карту при помощи настольной версии OziExplorer. Кроме того, всем тем, кто не хочет разбираться ни в ориен­тировании, ни в геодезии, но использовать Pocket PC комплект в этом случае можно только при наличии уже подготовленных к работе карт.

Комплект на основе Palm можно рекомендовать людям с некото­рым опытом в ориентировании, способным точно определить свое мес­тоположение для привязки карты к местности.

Независимо от платформы в сложных полевых условиях можно рекомендовать использовать GPS-приемник, стыкуемый с КПК при по­мощи кабеля. Такое решение более гибко и позволяет работать с каждым из устройств по отдельности.

В случае, когда важны габариты и вес комплекта, можно рекомен­довать Palm OS комплект со специальным GPS-приемником, таким как Rand McNally.

28 окт 2007, 12:09

GPS-навигация. Особенности национальной GPS-навигации.

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.