Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 11 класс » Сочинение: Б. Л. ПАСТЕРНАК "Высокая болезнь"

Сочинение: Б. Л. ПАСТЕРНАК "Высокая болезнь"

Сочинение: Б. Л. ПАСТЕРНАК "Высокая болезнь" В поэме замечательного поэта и переводчика Б. Пас­тернака "Высокая болезнь" отразились его размышления не только о сложном времени начала XX века, но и о природе искусства, о непростом назначении поэта. Исто­рически уже сложилось так, что люди искусства пропуска­ют через себя боль и проблемы эпохи — и тем самым как бы раскрывают, обнажают их, делают более доступными для понимания следующих поколений.

Поэма "Высокая болезнь" вся построена как бы из фраг­ментов — воспоминаний и раздумий автора, в которых отразилось его отношение к происходящим событиям, к людям. Намеренная разорванность, внутренняя динамика повествования позволили поэту передать ход и ритм вре­мени, неукротимое движение исторического процесса.

Сбиваясь с ног от беготни,
Приносят весть: сдается крепость.
Не верят, верят, жгут огни,
Взрывают своды, ищут входа,
Выходят, входят, идут дни,
Проходят месяцы и годы.
[sms]
Жизнь, окружающая поэта, полна не только величия, и смуты, беспокойства, страданий, неуверенности в завтрашнем дне. Это — переходное время, когда "рождается троянский эпос". Однако, с другой стороны, Пастернаку понятна вся беспощадность века, когда действительность больше похожа на содом, когда многие, не умея разобрать­ся с новшествами эпохи, бросались "от книг на пики и на штыки", когда не дает покоя "сосущий клекот лихолетья", принося то голод, то разруху, то болезни.

Невыносимо тихий тиф,
Колени наши охватив,
Мечтал и слушал с содроганьем
Недвижно лившийся мотив
Сыпучего самосверганья.

Все эти испытания, выпавшие на долю народа, словно проверяют его на прочность и веру, в то же время постоян­но обрекая на лишения и жертвы. Жизнь для многих становится ожиданием смерти.

И сон застигнутой врасплох
Земли похож был на родимчик,
На смерть, на тишину кладбищ,
На ту особенную тишь,
Что спит, окутав округ целый...

Призвание поэта, который часто первым чувствует приближающиеся .изменения и по-другому, чем обычные люди, на них реагирует, Пастернак называет "высокой болезнью". Поэт и другие творческие личности всегда общались с миром на равных, и это налагало на них огромную ответственность всегда быть честным перед временем и собой ("я не рожден, чтоб три раза смотреть по-разному в глаза"), они не имеют права даже на слу­чайные ошибки.

Благими намереньями вымощен ад.
Установился взгляд,
Что, если вымостить ими стихи, —
Простятся все грехи.
Все это режет слух тишины,
 Вернувшейся с войны.

Пастернак говорит и о трагичности положения поэта который во времена грозной смены событий иногда вы­нужден выступать не в роли активного деятеля, а в роли пассивного свидетеля, летописца истории. Поэтому он на­зывает свое творчество "музыкой во льду", "музыкою ча­шек, ушедших кушать чай во тьму глухих лесов":

Мы были музыкою мысли,
Наружно сохранявшей ход.
Но в стужу превращавшей в лед
Заслякоченный черный ход.

Но были и такие поэты как Маяковский, сумевший настолько проникнуться идеями революции, что подчинил все свое творчество нуждам эпохи и старался быть актив­ным участником построения новой жизни.

А сзади, в зареве легенд,
Дурак, герой, интеллигент
В огне декретов и реклам
Горел во славу темной силы...
Печатал и писал плакаты
Про радость своего заката.

О себе Пастернак говорит, что он "трезво шел по трез­вым рельсам". Оглядываясь по сторонам, он видел, что все вокруг "смотрело полным погорельцем, отказываясь наот­рез когда-нибудь подняться с рельс". И в то же время ему открывалась вся безысходность существования царского самодержавия и призрачность будущего:

И уставал орел двуглавый...
От стягивавшейся облавы
Неведомого мятежа....
И будущность была мутна.

И здесь появляется образ Ленина — исторического деятеля, выступившего вперед в смутное время перемен способного повести за собой, озвучить историю:

Он управлял теченьем мыслей
И только потому — страной.

Так, размышляя о своем поколении, о времени, в кото­ром живет, об испытаниях, которым жизнь подвергает че­ловека в беспокойную переломную эпоху, Пастернак дела­ет вывод и о роли исторических личностей:

Предвестьем льгот приходит гений
И гнетом мстит за свой уход.

Таким образом, поэт сумел не только достоверно ото­бразить действительность первой трети XX века, но и за­глянуть в недалекое будущее своей страны.[/sms]
10 окт 2007, 13:40
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.