Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Новости » Новости регионов » Андрей Фурсенко: создание Южного федерального университета - инициатива региона

Андрей Фурсенко: создание Южного федерального университета - инициатива региона

14 май 2007, 21:24

Андрей Фурсенко: создание Южного федерального университета - инициатива регионаРостовскую область с рабочим визитом посетил министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Он оценил готовность Южного федерального университета к перспективной работе в системе национальных университетов и сравнил их создание с масштабным проектом основания академгородка. Андрей Фурсенко побывал в Таганроге, где ему представили научные разработки ученых Таганрогского технического института. Министр также посетил научно-образовательный центр "Нанотехнологий".

Андрей Фурсенко высоко оценил потенциал ЮФУ. По его словам, Южный университет ничуть не уступает Сибирскому. До 2010 года из федерального бюджета на развитие Южного университета будет выделено 10 миллиардов рублей. Визит министра образования и науки России на Дон завершился встречей со студентами ЮФУ в Донской публичной библиотеке.

Во время пребывания в Ростовской области Андрей Фурсенко дал эксклюзивное интервью генеральному директору телерадиокомпании "Дон-ТР" Николаю Чеботареву.

Николай Чеботарев: Андрей Александрович, какое впечатление произвел на Вас новорожденный университет, я имею в виду Южный федеральный?

Андрей Фурсенко: Мне кажется, что ребенок здоровенький и быстро растет.

Чеботарев: Состав наших вузов, вошедших в новый университет, немного удивляет: Архитектурная академия, Педагогический университет, Радио-технический университет, и самое главное - пропал, исчез с карты Ростовский государственный университет, которому скоро будет 100 лет. Я выпускник этого университета, и мне обидно, что теперь Ростовского государственного университета, РГУ, больше нет. Как вообще замышлялся этот проект? Почему именно эти вузы вошли?

Фурсенко: Во-первых, это была инициатива не наша. Это была инициатива региона, инициатива округ, была инициатива этих вузов. Поэтому я хочу, чтобы сразу было ясно: это не командирское решение, это решение, которое пришло снизу. Во-вторых, когда мы говорим, что главная цель - это подготовка специалистов по фундаментальны направлениям, это, наверное, правда, но не вся. Мы должны готовить людей для нашей экономики, для страны. И мы должны готовить людей, который будут успешны, счастливы, благодаря своим профессиональным знаниям, в своей будущей жизни. Поэтому, очень важно, каким образом это обучение, эта работа будет связана и с экономикой страны, и с запросами общества, с запросами социальной сферы. Поэтому, когда обсуждалась структура университета, во главу угла ставились те новые задачи экономики страны, экономики региона, которые будут ставить через 5, 10, 15 лет. И наверное, состав участников как раз учитывает то, что ждет юг России в будущем. Потому что университет создан не только для Ростовской области. Этот университет должен быть базовым, основным, фундаментальным - фундаментальной структурой для всего юга России.

Чеботарев: Не секрет, что низкая мотивация научного труда в последнее время отпугнула талантливых ученых: они либо ушли из сферы науки, либо уехали за границу, либо подались в торговлю, чтобы прокормить семью. Это вопрос вопросов сегодня. 7 тысяч получает профессор, это не деньги. Что намечается для того, чтобы эти вопросы удалось нам разрешить.

Фурсенко: Мне кажется, что неправильно было бы, когда мы говорим о зарплате профессора, говорить только о так называемой базовой его зарплате. Мы должны учитывать, сколько человек, профессор, получает денег, работая на своем месте. Потому что, когда мы говорим о зарплате, скажем, какого-нибудь американского профессора, мы учитываем и те деньги, которые он получает и за научную работу. Поэтому зарплата профессора - она выше, существенного выше. Об этом говорят мои коллеги, мои друзья из самых разных университетов. И Ростовский университет и Таганрогский, они высоко стоят в рейтинге, поэтому и зарплаты там достаточно высокие.

Один из путей - это переход на новую систему оплаты труда, тогда мы уйдем от единой тарифной сетки, когда мы будем платить зарплату по труду. Знаете, ведь это был довольно правильный принцип социализма - каждому по способностям, каждому по труду. Надо как-то четко сформулировать и понять, что по труду надо платить.

Я думаю, что тут есть две составляющие. Первая - это система зарабатывания денег: получение денег от государства, но и одновременно зарабатывание денег, привлекая гранты, привлекая серьезные заказы. Даже президент, когда говорил о финансировании Академии наук, говорил, что главным образом должно происходить финансирование за счет субсидирования и грантов. Я думаю, что то же самое имеет отношение и к университетам, особенно к научной работе в университетах. Но кроме этого, должны быть юридические возможности платить достаточно большие зарплаты и не решать вопросы какими-то "кривыми" или "косыми" путями.

Я думаю, что в недалеком будущем - это не неделя, но, надеюсь, что и не длинные годы - мы перейдем к другой системе оплаты труда, когда зарплаты будут определятся, в значительной степени, решением руководства университета, ученым советом, ректором; и когда мы не будем загнаны в жесткие рамки единой тарифной сетки, которая не разделяет, кто перед тобой: профессор уважаемый или рядовой сотрудник бюджетной сферы, который никаким творческим трудом не занимается.

Чеботарев: А что касается самой социальной базы?

Фурсенко: Регион заинтересован в том, чтобы передать университету ряд социальных объектов. Я считаю, что это абсолютно правильно, потому что современный университет немыслим без спортивных объектов, достойных клубов, хороших аудиторий. Должны быть хорошие общежития. Вот это очень острая проблема, потому что университет такого класса должен обучать людей и из других регионов, и из других стран. Эта проблема, которую в одночасье, к сожалению, не решишь, хотя мы сегодня много внимания уделяем на федеральном уровне строительству общежитий.

Я сегодня разговаривал с Владимиром Федоровичем Чубом по поводу того, что мы, наверное, можем и должны осуществлять программу строительства общежитий, ремонта общежитий, приведение их в хорошее состояние совместно.

Чеботарев: С надеждой сейчас Вас слушают студенты, с надеждой слушают преподаватели и ученые всех вузов, которые вошли под крышу федерального университета и, конечно же, все ждут, что вы расскажете о планах, которые были провозглашены сразу после образования ЮФУ.

Фурсенко: В одночасье ничего не делается. Мы все-таки выделили большие деньги. Я могу сказать, что такого масштаба программа со времен строительства академгородка, создания Новосибирского университета, в стране не реализовывалась. Поэтому, с одной стороны, выделяется много денег - уже в этом году должно быть выделено 3 миллиарда рублей и в следующем году такая же сумма, и финансирование будет продолжено. Но с другой стороны, абсолютно ясно, что в финансировании этого университета, во вложениях в его развитие будет участвовать и регион, и, я надеюсь, бизнес.

Чеботарев: Вы крестный отец идеи двухуровневого высшего образования. Как Вы считаете, эта система поможет нам улучшить качество подготовки специалистов.

Фурсенко: Эта система давно пробивает себе дорогу в нашей стране. Вспомните идею реализации физтеховского образования, когда первые три года люди получали фундаментальное образование, три-четыре года, а потом еще три года или два года - специализация, которая строилась по абсолютно другой системе подготовке специалистов. Поэтому, когда нас начинают пугать Болонской системой, то, если отвлечься от слов, нужно вспомнить о том, что идеи такого двухуровневого образования у нас возникли раньше, чем в других странах. И мы знаем, что эта физтеховская система, она себя в огромной степени оправдала.

Чеботарев: Единый государственный экзамен. Много споров вокруг этого проекта. В том числе и у меня есть внутренние сомнения. Не приучим ли мы молодых людей нажимать кнопки и оперировать голыми цифрами? А ведь есть и другие сферы, есть творчество.

Фурсенко: Это форма письменного экзамена. Там нажимания кнопок практически нет. И даже те ответы, которые вы должны заполнить по выбору, они требует знаний, их невозможно угадать. Но то, что по целому ряду направлений нам надо улучшать качество измерительных материалов, это несомненно.

После принятия закона я встречался с ректорами вузов, в том числе в Виктором Анатольевичем Садовничьим, который сам предложил: закон принят, давайте вместе будем работать над улучшением качества контрольно-измерительных материалов. Я с благодарностью принял это предложение. Мы договорились о том, как мы будем это вместе делать. И я думаю, что с участием наших ведущих ученых те материалы, которые и сегодня не такие уж плохие, когда с ними начинаешь разбираться, станут лучше. То есть мы перейдем от экзаменов устных, в основном, к экзаменам письменным.

Кроме этого, в законе усилено сейчас два очень важных момента. Первое - расширяется список олимпиад, по которым без экзаменов талантливые ребята могут быть приняты в вузы, и мы будем уделять олимпиадному движению повышенное внимание. И второе - вузы имеют право вводить дополнительное испытание, но эти дополнительные испытания... они не должны повторять вопросы Единого государственного экзамена, они должны расширять.

Чеботарев: Скажем, на факультет журналистики должен быть обязательный творческий конкурс.

Фурсенко: Я могу Вам сказать, что на физику тоже может быть творческий конкурс, если от человека требуется глубокое понимание проблем естественных наук: физики, математики. Московский физтех всегда имел собеседование. И я думаю, что эту практику собеседования вполне целесообразно сохранить, но базой под это будет единый для всей страны экзамен, который позволит им, не путешествуя в далекие края, пройти отбор, и решить куда они придут. Я думаю, что это справедливо.

dontr.ru



14 май 2007, 21:24




Андрей Фурсенко: создание Южного федерального университета - инициатива региона


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.