Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Новости » Мировые Новости » В России » Нацпроекты - опытный полигон будущей России

Нацпроекты - опытный полигон будущей России

20 дек 2006, 10:41
 Увеличить картинкуЧто такое 230 млрд рублей? Это сумма, которую государство выделяет на приоритетные национальные проекты (ПНП) в следующем году в России. Много это или мало? Это с какой стороны посмотреть.

В структуре расходов бюджета нацпроекты занимают порядка 5% - кто-то может сказать, что не так много. С другой стороны - это треть всего бюджета Украины на 2007 год. При этом нацпроекты не подменяют, а только дополняют обычное бюджетное финансирование прорывных аспектов деятельности таких отраслей, как образование, здравоохранение, строительство и сельское хозяйство. Такие разъяснения я неоднократно давал по теме ПНП, выступая на лекциях для представителей прокремлевских молодежных организаций. И неоднократно замечал на лицах слушателей откровенную скуку. Цифры, проценты, сравнения - им это было неинтересно. А когда один из слушателей встал и, заговорщицки подмигивая, сказал что-то вроде "ну мы же с вами понимаем, что нацпроекты - это пиар", я понял - пока не будет понимания того, зачем 5 сентября 2005 года Владимир Путин объявил начало реализации нацпроектов, все разговоры будут ходить только вокруг предвыборного пиара и злокозненной власти. И сколько бы ни работал куратор нацпроектов Дмитрий Медведев, все равно кто-то будет говорить только о пропагандистской кампании. Разбираться придется издалека. Сейчас в нашем обществе сложилась парадоксальная социальная ситуация. Наложение советского опыта на времена дикого капитализма вкупе с нынешней стабилизацией привело к формированию общества, разучившегося уважать себя. А началось все с позднего СССР, когда в обществе доминировали две страты. Одна - умеющая получать и вторая - умеющая доставать. Первая - наиболее многочисленная, состояла из тех, кто руководствовался логикой "вы делаете вид, что вы нам платите, мы делаем вид, что работаем". Составляла ее подавляющая часть рабочих, колхозников, преподавателей, научных сотрудников, врачей и прочая и прочая. Их и сейчас большинство. Бессловесных, несчастных, ожидающих манны небесной. Напрасно ожидающих. Вторая (много меньшая по сравнению с первой) занималась тем, что "крутилась" и "доставала" всякие дефициты в рамках системы, "выбивала" правдами и неправдами положенные в социалистическом обществе блага типа бесплатной квартиры и очереди на машину.
 
Эту страту составляло активное и довольно агрессивное меньшинство, причем чаще всего довольно неприятное лично - помните этих активисток неопределенного возраста? Сейчас они почти исчезли, пополнив собой первую страту, поскольку в рыночном государстве доставать на бытовом уровне ничего не надо. В конце 80-х появилась еще одна страта - умеющая "урывать". Урвать что-то по-быстрому и сделать ноги считалось тогда хорошим тоном. Да и как не урвать "у этой страны". В отличие от умеющих доставать, которые действовали в рамках законов (писаных и неписаных), рвачи на закон внимания не обращали. Из них вышло многочисленное племя бандитов, коррумпированных чиновников и бизнесменов современности. Параллельно появилась еще одна страта - умеющие зарабатывать. Это честные предприниматели, активные люди, это квалифицированные рабочие, преподаватели-новаторы, профессионалы-врачи и много других людей, которых объединяет одно - готовность много работать, чтобы много зарабатывать. К сожалению, сегодняшнее распределение между стратами можно оценить как 65% умеющих получать, 5% умеющих доставать, 20% умеющих урывать и 10% умеющих зарабатывать. И эта ситуация критична. Потому что если восстановить потенциал РСФСР 1990 года удалось к текущему году, то дальше развиваться страна с таким социальным распределением уже не может. Старый способ распределения финансов по министерствам с дальнейшим размазыванием их тонким слоем среди всех подопечных порочен. Он приводит к тому, что государство тратит огромные деньги безрезультатно. Притом чиновники при подобной схеме коррумпируются, что наносит сильнейший удар по авторитету власти, а конечному получателю в итоге достаются крохи. Подобная позднесоветская и новорусская, а точнее, попросту дикарская система должна быть заменена. Но на что ее менять? Нужен успешный пример. Им и является система управления приоритетными нацпроектами. Государство впервые за 15 лет после развала СССР сделало заявку на поддержку именно той группы, которая готова зарабатывать. Приоритетные национальные проекты - это последовательная государственная политика, обеспечивающая преимущества активным группам населения, которые хотят и могут воспользоваться предоставляемыми возможностями. Это хорошо видно на примере реализации ПНП "Развитие АПК". На селе сейчас происходят грандиозные перемены. И крупные производства, и личные подсобные хозяйства получают кредиты под прекрасные условия, когда до 95% ставки оплачивает государство. Получают, понятное дело, не все, а те, кто представил заявку и проект — на что будут потрачены деньги. Пока что на селе очень много тех, кто сидит в четырех стенах и угрюмо стенает о том, что сельское хозяйство в стране загнивает.
 
Но, видя пример соседа, построившего новый коровник, где с использованием передового оборудования доится превосходный племенной скот (а все это предлагается в рамках нацпроекта развития АПК), даже угрюмые пессимисты задумаются: может, чем сидеть сиднем, лучше пойти написать проект развития собственного хозяйства и попробовать его реализовать на практике? ПНП должны провести разведку боем и оценить, насколько полно можно выключить из схемы рвачей-коррупционеров, а главное, как формировать новую среду, создавая такие условия, чтобы страты, умеющие пока лишь получать и доставать, учились зарабатывать. Уже сегодня видно, что этот отчетливый месседж государства нашел своего адресата. И напоследок. Стабилизационный фонд сейчас со всех сторон осаждают алчущие дорваться до его распила. Но государство не даст тратить Стабфонд никому до тех пор, пока не будет накоплено достаточно опыта по реализации нацпроектов, максимально огражденных от коррупционного влияния, направленных на развитие профессиональной инициативы, на поддержку тех, кто готов зарабатывать, а не урывать, получать и доставать, а главное - на воспитание самоуважения у наших сограждан. Этого опыта должно быть достаточного для того, чтобы государство могло с уверенностью сказать: деньги, потраченные из Стабилизационного фонда на тот или иной проект, будут реализованы, а не потрачены или растрачены, что результаты реализации средств приведут к созданию общественных благ, а не к обогащению кучки рвачей и, главное, что эффективность трат позволит активным гражданам, готовым зарабатывать, реализовать себя в новом мегапроекте со звучным названием - Россия.

20 дек 2006, 10:41




Нацпроекты - опытный полигон будущей России


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.