Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Новости » Мировые Новости » Бизнес » Финансы » Плюшкин макроэкономики

Плюшкин макроэкономики

06 дек 2006, 10:08
 Увеличить картинкуИзъятие средств из экономики в стабфонд должно продолжаться до полного истощения нефтегазовых ресурсов, считает министр финансов Алексей Кудрин. К 2046 году заначка достигнет 60% ВВП. Это гарантирует стабильность нынешнему и будущему поколению россиян, утверждает министр. Есть только одна проблема: как сохранить накопленное.К первому декабря российский стабилизационный фонд достиг 2,2 трлн рублей или 8% ВВП. Таким образом, он более чем в четыре раза превышает изначально запланированный объем в размере 500 млрд рублей. Но министр финансов Алексей Кудрин считает, что этого мало. Заначку следует копить и дальше, но с учетом будущих масштабов прежнее название ей не подходит: стабфонд надо переименовать в Нефтегазовый фонд России. Концепция его формирования внесена Минфином в правительство. Суть своих предложений Алексей Кудрин изложил в статье «Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета», которую цитирует агентство «Интерфакс-АФИ».

В отличие от стабфонда, который пополняется за счет вывозных пошлин на нефть и нефтяного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), в Нефтегазовый фонд должны отправляться почти все нефтегазовые доходы страны: то есть также НДПИ на газ, экспортные пошлины на газ и нефтепродукты, федеральная часть налога на прибыль от продажи нефтегазовой продукции, доходы от различных форм участия в капитале, дивиденды по принадлежащим государству акциям нефтегазовых компаний, а также доходы от деятельности российско-вьетнамского СП «Вьетсовпетро». Минфин хотел добавить к этому списку еще и акцизы на углеводороды, но коллеги из других министерств убедили Кудрина не делать этого; по их мнению, такая мера стала бы явным перегибом. Правда, некоторую часть нефтегазовых доходов Кудрин полагает возможным тратить и на текущие нужды. Но размер этого «нефтегазового трансферта», по его мнению, не должен превышать 3,6% ВВП. Сейчас через бюджет распределяется значительно большая часть госдоходов от нефти и газа: показатель 2006 года составляет 5,3% ВВП, а на 2007 год он запланирован на уровне 4,7% ВВП. Но такую расточительность Минфин считает чрезмерной и несущей макроэкономические и бюджетные риски. Все изъятые из экономики в Нефтяной фонд деньги министр финансов предлагает разделить на две неравные части. Первая – резервный фонд, его размер будет примерно таким же, как объем нынешнего стабфонда. Похожими будут и функции: его можно будет тратить, если падение мировых цен на нефть и газ создаст угрозу стабильности бюджета. Минфин исходит из того, что размер Резервного фонда должен покрывать потери бюджета при снижении нефтяных цен с $40 за баррель (нижняя граница интервала долгосрочной средней цены на нефть консенсус-прогнозов ведущих международных институтов) до $28,85 – средней цены за период с 1996-го по 2005 год в течение трех лет. Вторую часть Нефтегазового фонда Кудрин предлагает назвать фондом сбережений. Ее цель – сохранение нефтегазовых доходов для будущих поколений. Этот фонд будет расти до тех пор, пока нефтегазовые ресурсы страны не исчерпаются полностью. Посягнуть на эту часть правительство вправе лишь в том случае, если «в течение нескольких лет подряд цена на нефть будет существенно ниже той, которая была взята при установлении величины трансферта, а Резервный фонд будет практически полностью использован».

В своих расчетах Минфин опирался на данные Минприроды. Согласно им, добыча нефти в России будет расти на 2% в год вплоть до 2020 года, а затем начнется ее снижение на 1% ежегодно. Добыча газа будет расти несколько дольше: до 2030 года на 2,2%, а затем наступит стабилизация. Также Минфин исходил из того, что темпы роста российской экономики будут постепенно замедляться: до 4% до 2020 года, а затем – до 3% ежегодно. Инфляция замедлится до 3% к 2015 году, а с 2031 года – до 2,5%. Среднегодовая доходность от размещения средств Резервного фонда составит 3,5%, а Фонда сбережений – 6,5%. При таком раскладе объем Нефтегазового фонда достигнет в 2046 году 60% ВВП, а инвестиционный доход от его размещения сравняется с объемом трансферта в размере 3,6% ВВП. Таким образом, даже после исчерпания нефтегазовых ресурсов будущие поколения российских граждан будут получать с них доход как рантье. По оценке научного руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, 60% ВВП в 2046 году – это примерно $6 трлн при том, что российский бюджет на следующий год составляет чуть более $200 млрд. «Впрочем, тогда будет абсолютно другая инфляция, так что это не сегодняшние десять триллионов. Мой прогноз очень условен», – сказал Гурвич «Газете.Ru».

Тем не менее он одобряет подобный размер изъятий средств из экономики, считая его «следующим шагом к повышению бюджетной стабильности и бюджетной дисциплины». «Если инициатива министра финансов реализуется, то повысится макроэкономическая стабильность и доверие инвесторов, – объясняет Гурвич. – Бюджет сегодня зависит от цен на нефть, что создает существенную неопределенность. В свое время для сглаживания последствий от их скачков был создан стабилизационный фонд. Однако сейчас становится понятно, что масштабы этих колебаний изменятся, нужны новые меры». Чтобы спасти государственную заначку от обесценивания, по мнению Гувича, нужно применить тот же механизм, что используется для стабфонда: разделение средств в валютах.

А вот директор центра макроэкономических исследований компании БДО «Юнион» Елена Матросова сомневается в пользе инициативы Кудрина. С ее точки зрения, было бы разумнее вкладывать доходы от нефтяной и газовой отраслей в экономику: «Зачем откладывать деньги в таких количествах, если ближайшие поколения не смогут этим воспользоваться? Может быть, для них будет лучше, если эти деньги будут вложены в экономику сейчас, и они смогут воспользоваться плодами ее развития, чем дожидаться момента, когда понадобятся антикризисные меры». Кроме того, если придерживаться кудринского сценария, существует большой риск, что «заначка», вкладываемая в американские ценные бумаги, к 2046 году обесценится. При действующей «накопительной» системе в виде Стабфонда «средства больше некуда вкладывать», отметила эксперт.

06 дек 2006, 10:08




Плюшкин макроэкономики


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.