Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Белая Калитва » Газета ПЕРЕКРЕСТОК » Позывные - «Незабудка»

Позывные - «Незабудка»

12 май 2005, 00:00
Шёл 1942-й год. Шестнадцати летняя Катя вместе со всей своей семьей Бережных гнали отару овец в шесть тысяч голов к Сталинграду, чтобы сдать нашей армии на питание. Дорога была трудная. Рядом шли и ехали беженцы. Кругом дым, слезы, горе. Наши войска отступали.
Дошли мы до станицы Арбузовка. Там был расположен 996-й полк одиннадцатой дивизии. Скотину сдали под расписку. Вся семья, кроме Кати, вернулась назад. А Катя осталась в полку. Смелая, бойкая, маленькая росточком. До войны была активисткой, комсомольским вожаком. Мечтала учиться. Война нарушила все задумки.
Сразу Катю Бережных направили на трехмесячные курсы радиосвязи. Она прошла с боями Молдавию, Венгрию, Румынию, Австрию и везде видела много горя. Сожженные города, деревни, села. Слезы детей, потерявших родителей.
- Помню случай, - рассказывает Екатерина Ивановна, - это было в Румынии. Взяли с тяжелым боем город Плаэшта. Я видела в бинокль, как немецкий танк догнал и раздавил девушку-радистку, такую же, как я. Эта картина надолго засела в моей памяти. Ведь на ее месте вполне могла быть и я... Затем пошли в наступление наши. Ожесточенный бой. Я в это время находилась в 88-й батарее. На моих глазах убило заряжающего. Не раздумывая, я подбежала и стала подавать большие тяжелые противотанковые снаряды. Мы выиграли эту битву. Враг отступил. Но потери у нас были очень большие. Многих солдат тогда наградили орденами и медалями. Мне вручили медаль «За отвагу».
- Еще помню, - рассказывает Екатерина Ивановна, - взяли с боем город Дебрицент в Австрии. В нем находился сахарный завод. Часть наших солдат преследовала полицаев. А трое солдат и я - телефонистка отправились на завод раздобыть сахарку. Огромные железные ворота были на замке. Пока ребята сбивали замок, я влезла на ворота. Но тут с территории послышались выстрелы. Ребята залегли за оградой. А мне деваться некуда. Сверху начала стрелять. Двоих ранила, одного убила. Услышав перестрелку, пришла подмога. Немцам предложили сдаться. И они по одному выходили из своих укрытий. В мозгу у меня кипела мысль - перестрелять их всех! Впервые я тогда очень близко увидела ненавистные глаза врагов. Друзья восхищались моей смелостью. Вскоре я получила орден Отечественной войны 1-й степени... А чай с трофейным сахаром мы все-таки пили с юмором, шутками. Война кругом, а посмеяться-то хотелось... Ведь мы были такие молодые. Мне тогда всего 18 исполнилось.
Часто после боя выходила искать наших раненых. С автоматом никогда не расставалась.
- Иду по полю и неожиданно в траншее наткнулась на немецкого солдата. Молоденький мальчишка, светло-русый, с голубыми глазами, беспомощный. Он пытался вылезти из окопа. И, увидев меня, откинул в сторону автомат и жестами просил меня помочь ему. У него были перебиты ноги. Не знаю, почему, но мне стало жаль, и я перевязала его.
Командующий у нас был генерал Кравченко. Он объявил, что мы находимся в логове врага, и никаких церемоний с немцами не должно быть. Я тогда подумала: может, это он лично мне говорит?..
Демобилизовали Екатерину Ивановну уже после Победы - 2-го августа.
- В 1957 году открывалась 17-я шахта, и меня, как опытного взрывника, направили мастером-бригадиром, - продолжает моя собеседница. - Случилось так, что обрушилось крепление, и меня завалило породой. Двое суток в темноте под бревнами пролежала. Пыталась выбраться сама. Очень болела спина и ушибленная голова. Даже громко кричать, звать на помощь не было сил. И только на третий день с другой стороны завала добрались до меня, спасли.
Мало осталось тех людей-первооткрывателей, которые помнят первые годы работы шахты 17-й в Ясногорке.
Вскоре Екатерина Ивановна вышла замуж. Появились дети, и стала она не Бережная, а Карончик. У нее очень много фронтовых и трудовых наград.
- Какая жизнь стала прекрасная, - говорит она. - Вот только бы здоровья.
Вот такие люди живут рядом с нами. В. ДУСКРЯДЧЕНКО

12 май 2005, 00:00




Позывные - «Незабудка»


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.