Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Детская психология » Готовность номер один, или Умение адаптироваться

Готовность номер один, или Умение адаптироваться

21 апр 2010, 14:13
Готовность номер один, или Умение адаптироватьсяКак научить ребенка «делать из лимона вкусный лимонад»
Тот, кто слаб, отрекается сразу от действий,
Кто нетверд, тот свернет с полпути
перед преградой. Только сильный презрит полосу неудач -
Он один насладится счастливым исходом.
Бхаса (древнеиндийский драматург)

Нет ничего более вредного для новой истины, чем старое заблуждение.
Гёте

Готовность номер один, или Умение адаптироваться

Психологи считают, что умение человека жить в гармонии с самим собой и справляться с любыми трудностями, в первую очередь, во многом зависит от его внутренней готовности отрицательно реагировать на перемены. Когда мы думаем о последствиях каких-либо действий, мы почти всегда представляем себе плохой результат, не правда ли? Редко кто сразу же думает: «А что же будет, если я добьюсь успеха?». Вместо этого первое, что приходит на ум: «А что, если я потерплю неудачу? А что, если я не достигну успеха? Из-за страха перед последствиями вы, в конце концов, так сильно беспокоитесь, что сами создаете те самые последствия, о которых думаете в первую очередь. Мы должны научиться сами и научить наших детей не поддаваться отрицательному воздействию внешних раздражителей и брать под контроль процесс собственного мышления, свои чувства, свое отношение и, следовательно, свою судьбу и здоровье.

Учитесь вместе с ребенком радоваться моменту и наслаждаться острым ощущением неизведанного, тем, что может произойти в любой следующий момент. У детей это получится даже лучше, чем у вас, нужно только подтолкнуть их к такому восприятию неизвестности.

Дети любят играть в шашки, а те, что повзрослев, начинают увлекаться и шахматами. Покажите ребенку на доске, что чем больше он будет всматриваться в расположение фигур, тем больше перед ним откроется вариантов и возможностей. Если передвинуть шашку или шахматную фигуру в одном направлении, открывается один вариант новых ходов, в другом — другой. Это будет очень наглядным и поучительным примером решения многих ситуаций, ведь наша жизнь во многом подобна такой игре.

Способность адаптироваться к переменам и принимать спокойно неожиданности поможет вашему ребенку быть всегда жизнерадостным и веселым. Научите его не бояться рисковать (конечно же, при условии, что это для него безопасно). Объясните ему, что чем больше риск, тем больше отдача. Позвольте своему ребенку самому сделать то, что вы с ним не обсуждали. Такая стратегия дает прекрасные результаты, когда ваш ребенок находится в состоянии депрессии из-

за каких-то неудач, также и в любой другой ситуации, которую может подкинуть ему жизнь.

Научите его принимать советы любящих его взрослых, даже если они ему и не очень понравятся. Пусть он не отказывается сразу же от того, что еще не попробовал. Этот подход также очень эффективен, когда вы пытаетесь приучить ребенка к какому-то новому продукту.

Чтобы помочь ребенку справляться с трудными ситуациями в его жизни, научите его контролировать свои мысли и действия, чувства и эмоции. В самой доступной форме попытайтесь объяснить следующее:

¦ Если он не будет уметь управлять своими эмоциями и мыслями, то они начнут управлять им.

¦ Если он будет смотреть на мир «через очки неудачника», то его проблемы начнут контролировать его эмоции, здоровье и жизненный успех.

¦ Если он часто испытывает моменты разочарования, подавленности и у него превалирует плохое настроение, это значит, что он попал под влияние собственных мыслей.

¦ Победа любой ценой не принесет желаемого положительного результата.

¦ Ничего страшного не происходит!

¦ Объясните ребенку, что его волнение, беспокойство, тревога перед каким-либо ответственным событием (участие в соревнованиях, выступление на сцене, контрольная работа, экзамены) — вполне естественное состояние. Эти состояния у каждого человека могут выражаться по-разному: одни кушают много сладостей, у других полностью пропадает аппетит и дрожат коленки.

¦ Дайте ребенку понять, что в любой ситуации он может положиться на вас и попросить помощи своих друзей, родных, а тем более, родителей.

¦ Предложите ребенку мысленно разделить одну стоящую в данный момент перед ним задачу на более мелкие по своей значимости и сложности, которые он может решить самостоятельно с хорошим результатом.

¦ Иногда ребенку трудно самостоятельно понять, какое из заданий в данный момент важнее всего. Выполнить все, что от него требуется, за один день часто бывает просто не под силу, учитывая уроки в школе, внеклассные занятия (спорт, музыка, художественная школа и т. д.). Научите ребенка выделять главное и ставить поэтапные цели. Объясните, что сложные задачи, требующие много усилий, затрат времени, можно решать в течение определенного периода.

¦ Предложите ему предпринять какие-либо действия, не связанные с конкретной проблемой, которые могут помочь ему снять напряжение, расслабиться и восстановить свое равновесие. Это может быть прогулка на свежем воздухе, поход с друзьями в кино, на природу, посещение спортзала и т. д.

¦ Объясните своему ребенку, что не следует впадать в отчаяние и винить себя за неудачу. Главное — это понять причины неудач, постараться исправить совершенные ошибки и не перекладывать свою вину на других. Нужно уметь нести ответственность за свои действия. Плохая отметка в его дневнике появилась не потому, что он плохо соображает, а только потому, что он не выучил уроки как следует, невнимательно слушал объяснение учителя. Чтобы получить хорошие оценки, в следующий раз нужно просто больше потратить времени на подготовку.

¦ Расскажите ему, что очень многие выдающиеся люди в трудные моменты жизни чувства и эмоции (печаль, разочарование, неудовольствие, неудовлетворенность) часто выражали, записывая свои мысли по этому поводу в личном дневнике. После того, как что-то негативное записываешь, плохие эмоции остаются на бумаге.

Консультанты по всевозможным видам тренингов считают, что человек быстрее достигает тех целей, которые он предварительно записал, а не тех, о которых лишь мечтает. Вместе с ребенком обсудите и запишите то, чего он хотел бы добиться.

Но будьте предельно честны сами с собой. Реально оценивайте возможности и способности вашего ребенка. Не пишите тех целей, которые являются нереальными в данное время. Например, не пишите, что в пять лет ребенок должен побить все рекорды по скоростному чтению, если, конечно, он не вундеркинд. Хотя наша жизнь полна чудес, и можно добиться и этого.

Любая цель должна быть сформулирована максимально кратко и точно. Она должна быть выражена в тех единицах, которые определяют состояние той или иной системы. Например: не пишите, что ваш ребенок должен десять раз подтянуться на турнике уже через одну неделю после того, как вы с ним начали заниматься его физическим развитием.

Обязательно напишите о том, какие психологические и эстетические аспекты будут сопутствовать вам в работе. Например, если ребенок научится хорошо плавать, то сможет стать победителем на школьных соревнованиях. У него будет красивая спортивная фигура, он станет меньше болеть.

Для выполнения каждой намеченной цели следует устанавливать реальные сроки. Для этого стоит продумать ежедневный план и задание. Целей может быть много, и способы их достижения тоже самые разные. Сначала на день ставьте одну задачу, на следующей неделе, увидев, что ребенок с ней справляется (или уже справился), добавьте к ежедневному плану еще одну или две. В первую очередь это должен быть выбор вашего ребенка.

Вы можете обсуждать и перечитывать с ребенком план по нескольку раз в неделю, вносить в него коррективы и вписывать новые стимулы и мотивы, особенно тогда, когда вы станете замечать, что силы ребенка уже на исходе или у него пропало желание. Мотивация — очень «хитрая штучка» и часто нуждается в постоянном подкреплении; она — как костер, который надо постоянно поддерживать, чтобы он согревал вас своим теплом. Вы должны максимально заинтересовать ребенка и найти нужные мотивы, чтобы он сам захотел добиться успеха.


21 апр 2010, 14:13




Готовность номер один, или Умение адаптироваться


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.