Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Психология » Детская психология » Школы будущего и дети Индиго

Школы будущего и дети Индиго

21 апр 2010, 14:13
Школы будущего и дети ИндигоВсе прогрессивные представители как западной, так и российской педагогики считают, что современные системы образования должны быть реформированы, иначе они не смогут соответствовать задаче — воспитанию и обучению «новых» детей.

Принципы образования и воспитания детей — сегодня важнейший вопрос, который обсуждается практически в каждой стране. Новые подходы будут эффективными, если педагоги и разработчики методических рекомендаций будут учитывать и мнения самих детей, и новые условия их жизни. Новое время требует развития более совершенных человеческих качеств, которые уже проявились в детях Индиго. Взрослые должны по-новому отнестись к природе современных детей и предложить.им такое обучение, которое бы соответствовало этому пониманию, и позволить развиваться им как независимым личностям.

И родителям, и педагогам необходимо переосмыслить цели и функции образования. Детей следует учить «как» думать, а не «что» думать. Настоящее образование — это не только знания, но и умение их применить в жизни. Самые важные знания должны передаваться от одного поколения другому, однако ребенок должен научиться сам формировать свое представление о мире. В школе будущего ребенок должен научиться развивать свои способности и таланты, а не зазубривать исторические даты и факты. Истинные воспитатели должны заботиться не только о материальных благах ребенка, которые может дать ему образование, но и о его душе. Работа педагога должна обязательно включать все уровни развития ребенка: ментальный, эмоциональный, физический, социальный и духовный — все это является аспектами его полноценного развития.

Прежние модели обучения детей в школе основаны на твердом убеждении, что ребенок — это «чистый лист», пустой сосуд, который учитель должен обязательно заполнить знаниями, самой разнообразной информацией, необходимой для того, чтобы дети, став взрослыми, могли быть полезными обществу. Учитель оказывает определенное давление на психику учеников, когда в своей системе применяет методику соревнования, сравнивая детей друг с другом.

Часто то, что у нас называется образованием, не «открывает» ум, а «притупляет» его. В свое время А. Эйнштейн сказал: «Единственное, что мешает мне на пути познания — это мое образование». При такой системе обучения практически любой ребенок, не выполняющий безоговорочно требования системы, обречен на проблемы с преподавателями и родителями, которые, «желая счастья» ребенку, требуют от него хороших оценок. Почему для родителей так важно, чтобы их ребенок хорошо учился в школе? Понятно, что образование очень важно для любого человека, но ответьте себе честно, стоит ли лишний раз устраивать головомойку ребенку за двойку по поведению на уроке или же за приглашение к классному руководителю. Не напоминает ли вам это ваше собственное детство, когда в аналогичной ситуации оказывались вы сами? На самом деле мы, как и наши родители, вовсе не сердимся на своего ребенка, а просто боимся за его будущее, боимся того, чего не знаем. Пути Господни —- они ведь неисповедимы, так стоит ли лишний раз тратить свою энергию и подвергать стрессам своего ребенка только

потому, что у него «должно быть все в порядке»? А у него свой порядок и другое видение своего будущего! Конечно, чтобы пробиться в жизни, необходимо хорошее образование, но наш современный мир настолько противоречив и меняется так быстро, что мы часто не успеваем следовать всем его новым требованиям. Главное — это сохранить личностную целостность ребенка, что, возможно, станет самым важным условием его успешной карьеры. Традиционный диплом без личностной целостности уже часто расценивается многими работодателями как абсолютно бесполезная вещь.

О каких современных школах можно сказать, что они тоже «из будущего», и существуют ли они? Конечно же, многие из них существовали давно и у нас, и за рубежом, задолго до появления феномена Индиго. В таких школах наряду с традиционными педагогическими методами, подтвердившими свою эффективность в новых условиях, широко используются новые идеи и педагогические программы.

В этих школах уважают детей, и главное для преподавателей — не система образования с ее жесткими правилами, а творческий подход всего педагогического коллектива. Учитель здесь играет роль помощника и партнера в творческом процессе обучения и личностного развития детей. Учебные планы занятий достаточно гибкие, и учителям разрешается менять их в зависимости от уровня знаний учащихся и индивидуальности учеников.

Методика обучения определяется учителями и учащимися, а не системой. Ученики, особенно в старших классах, могут сами выбирать способ и темп подачи материала на уроке. Темы для занятий и их форма подачи часто выбираются по ходу урока. Это может быть работа в парах, самостоятельные задания или же лабораторные работы. Преподаватели

могут использовать самые разные методики. Обучение может принимать разнообразные формы: это могут быть презентации, демонстрации наглядных пособий и их обсуждение, анализ, отбор критериев оценки,'конференции, ролевые игры. Иногда ученики имеют возможность выбрать тему урока сами, исходя из изучаемого материала. Хотя для подготовки такого занятия требуется как следует поработать, эти затраты окупаются сторицей.

Успех ученика может оцениваться не только учителем, но и самим учеником или его одноклассниками. Учителя постоянно работают над усовершенствованием системы проверки знаний, и при необходимости меняют ее в соответствии с уровнем знаний и навыков учащихся. Старые методы тестирования часто уже не отвечают современным требованиям. Они должны совершенствоваться вместе с ростом сознания учащихся. Сотрудничество детей и учителя является очень эффективной методикой, которая достаточно широко используется в наше время многими преподавателями.

Школьная дисциплина. Если говорить о детях Индиго, то они, как никто другой, нуждаются в признании своих талантов. Но если педагоги отказывают им в этом, они будут привлекать внимание одноклассников к своей персоне любыми методами: замечаниями в адрес учителя, смехом на уроках, шумными потасовками на переменах и т. д. Они очень быстро замечают, что вполне способны «взять вверх» над взрослыми и заставить их потерять над собой контроль. Теперь, когда они стали центром внимания всего класса, такие дети действительно чувствуют себя «королями». Вот тогда-то взрослые должны обязательно отреагировать! Но часто дети переходят все границы дозволенного и ставят в тупик весь педагогический коллектив школы. Если ребенка отправили домой, то он

только радуется этому — ведь не надо больше сидеть на скучных уроках, а можно играть в любимую компьютерную игру или смотреть телевизор.

По мнению многих преподавателей и психологов, традиционные дисциплинарные меры воздействия на поведение ребенка в школе уже давно устарели. До сих пор многих детей, если они.не слушаются, выгоняют из класса или же отводят к директору «на ковер», но все эти меры редко оказывают воздействие, если дети не получают в школе должного признания.

Не всегда талантливые дети с таким характерным признаком, как гипертонус, могут обучаться в специализированных школах и интернатах. Очень многие из них учатся в самых обыкновенных учебных заведениях, в лучшем случае — в гимназиях. Подобрать к ним «ключик» и сделать процесс обучения увлекательным, конечно же, нелегко. Проще всего сказать о ребенке, что он «неуправляемый», и воспользоваться любой возможностью, чтобы перевести его в другой класс или в другую школу. Многие такие дети, несмотря на свои способности и креативность, отстают от других, более уравновешенных детей. Однако, если вовремя оказать им помощь и проявить самому творческий подход, такие дети могут стать даже гордостью школы. Бесполезно тренировать недостаточно «созревшие участки мозга ребенка», лучше дать возможность развиваться процессу естественным путем. Еще одним способом развития в ребенке толерантности являются игры, в которых отсутствует состязательный момент. Давно замечено, что воспитание детей гораздо лучше проходит в процессе игры, где установлены определенные правила.

Обучающие и воспитывающие методы, включающие в себя повседневную деятельность и игры, действуют на детей лучшим образом, знакомят их с жизненными ситуациями и учат адаптации.

Что означает понимание потребностей вашего ребенка в школе

Родители должны проявлять больше интереса к школьным делам своего ребенка — находит ли он понимание в школе, как относятся учителя к его потребностям? Любым детям всегда нужны внимание, уважение, понимание и участие, а также реальные доказательства вашей любви и понимания. Не следует побуждать детей к тому, чтобы они только делали вид, что им нравится ходить в школу, когда их насильно заставляют учить те предметы, которые их совершенно не интересуют и, вполне возможно, мало пригодятся в реальной жизни. Скажите, пожалуйста, если у ребенка замечены большие способности к музыке, зачем ему углубляться в высшую математику, или же почему ребенок с математическим складом ума, но с плохим слухом, должен обязательно иметь хорошую оценку по пению?

Психологи предлагают следующие вопросы, которые, возможно, помогут родителям выяснить, насколько потребности их детей удовлетворены в школе.

1. Какие меры по укреплению дисциплины приняты в школе, где учится ваш ребенок? Выгоняют ли нарушителей дисциплины с уроков? Какими позитивными способами воспитания ответственности и понимания требований к дисциплине у учащихся пользуются учителя?

2. Если ребенок на уроке невнимателен, как лишают его контакта с тем, что его отвлекает? Продолжает ли он после замечания учителя занятия в классе, или же его просто стыдят и выгоняют с урока? Если ребенок плохо себя ведет на уроке, предусмотрены ли для него занятия под наблюдением учителей в другом месте?

3. На каком эмоциональном уровне проводятся дисциплинарные наказания учителями? Крики и бес-

конечные нравоучения на тему «как себя вести» только усиливают желание ребенка вести себя не так, как это делают более воспитанные и послушные дети.

4. Считается ли ребенок в школе просто «неблагополучным», или же преподаватели пытаются объяснить ребенку, что он сделал «неправильный выбор»? Как часто учителя предлагают детям диалог с комментариями типа: «Почему ты считаешь, что так будет правильно? А что, если попробовать другой вариант?» Предлагает ли учитель ученику альтернативный вариант в конфликтных ситуациях, как, например, оценка ситуации наедине с самим собой?

5. Знают ли ученики свои обязанности в классе и что от них ожидается в школе? Имеют ли право ученики выдвигать свои предложения и участвовать в обсуждении принятия решений? Имеют ли ученики возможность устанавливать правила поведения в классе? Проводятся ли по инициативе учеников собрания, семинары и консультации?

6. Насколько последователен учитель в своих требованиях к дисциплине в классе? Зависят ли последствия нарушений правил поведения от настроения учителя? Не уделяет ли учитель внимание исключительно проблемам нарушений? Как часто он отмечает факты положительного поведения?

7. Хвалит ли учитель учеников и насколько доброжелательно он настроен? Работают ли в школе кружки по интересам? Есть ли выставка работ учеников в классной комнате? Есть ли в классной комнате стенды успеваемости в классе, например, карты, со звездочками или графики?

8. Есть ли у вашего ребенка возможность быть положительно отмеченным учителем так, чтобы об, этом знал весь класс? Какие методы поощрения использует учитель в работе с трудными детьми?

9. Если некоторые учащиеся с трудом воспринимают материал, как адаптирует или модифицирует

его учитель, с тем чтобы отстающие усвоили основной материал? Существуют ли специальные задания (классная и домашняя работа)? Делит ли учитель задания на части с учетом возможностей учеников? Объясняет ли учитель цель и причину даваемого им задания? Должны ли дети с нарушениями концентрации внимания единовременно выполнять только одно задание? Используется ли учителем метод визуальной поддержки? Например, количество звездочек на карте показывает, сколько времени потрачено на выполнение задания. Набрав определенное количество, дети могут выбирать задание на свое усмотрение.

10. Могут ли ученики изучать материал, готовя рефераты по данной теме и делая доклады на уроке?

11. Как вы понимаете «образование» вашего ребенка? Какие цели вы ставите перед собой и вашим ребенком? Какие у вас отношения с преподавательским составом школы и как часто вы ходите в школу по личной инициативе? Позволяете ли вы себе критические замечания в адрес учителей в присутствии ребенка? Насколько часто вы просматриваете дневник и обсуждаете с ребенком его успехи в школе?


21 апр 2010, 14:13




Школы будущего и дети Индиго


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.