Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Женские хитрости » Наши дети » Русская классическая музыка

Русская классическая музыка

 Русская классическая <noindex><a rel="nofollow" href="https://www.kalitva.ru" style="text-decoration:none; color:#5a5628">музыка</a></noindex>Музыкальная культура на Руси начиналась, как и везде, с создания народных песен. Но уже в Древней Руси появились и музыканты-профессионалы — певцы-сказители, сопровождавшие пение игрой на гуслях. Такой певец упоминается в «Слове о полку Игореве», звали его Боян. Были также скоморохи. Они выступали на площадях, ярмарках, их приглашали на свадьбы и другие празднества.

Жаль, что в то время все творчество было устным, все мотивы передавали на слуху, потом они, естественно, несколько менялись. Так что мелодии наших далеких предков мы уже никогда не сможем услышать. Но в X—XI веках на Руси появилась письменная профессиональная музыка. Сначала это было так называемое крюковое письмо: каждый звук записывался особыми значками — знаменами (или крюками), они не указывали высоту каждого звука, а лишь напоминали певцам об общем мелодическом рисунке напева. На Руси были очень распространены песнопения. Сначала они были одноголосными, но постепенно начинает развиваться и многоголосье.

С конца XVII века все увереннее заявляет о себе светская музыка. Очень много для этого сделал великий русский царь Петр I. Входит в обычай домашнее музицирование — исполнение одноголосных песен в сопровождении клавесина, арфы или гитары, а позднее из них вырастает и бытовой романс. Одаренных русских композиторов стали посылать учиться за границу, в Италию. Там побывали Березовский и Борт-нянский, а также выдающийся- русский композитор Е. И. Фомин, получивший в итальянском городе Болонье титул академика.

Во второй половине. XVIII века начинают открываться музыкальные Театры, где ставились первые отечественные оперы. Создаются и симфонические произведения: сюиты, концерты, вариации на темы народных песен, а также музыка к драматическим спектаклям.

XIX век принес влияние романтизма. В музыку приходят сказочные, фантастические образы. Самым значительным представителем романтизма в русской музыке был А. Н. Верстовский. Лучшая его опера — «Аскольдова могила» — сочетала в себе реальные события из истории Руси с фантастическими эпизодами. Эта опера была очень популярна. Ее хор девушек «Ах, подруженьки...» и песня «Близко города Славянска» часто исполняются и сейчас.

В 30-х годах наступил рассвет бытового романса. Были созданы такие прекрасные произведения, как «Соловей» А. А. Алябьева, «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «На заре ты ее не буди» и «Белеет парус одинокий» А. Е. Варламова, «На заре туманной юности» и «Однозвучно гремит колокольчик» А. Л. Гурилёва. А песня Варламова «Вдоль по улице метелица метет» стала почти народной.

Рождение русской классической оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки открыло русскую классическую музыку. В этой опере Глинка поднял на высший для своего времени уровень профессионального мастерства музыкальное произведение, при этом не только не утратив национального своеобразия, но и выявив его так полно и ярко, как это не сумел сделать ни один из предшественников великого композитора.

С середины XIX века начинается огромный общественный и культурный подъем в России. Публичные концерты стали проводить регулярно, в оперные театры приходит новая публика. Развивается и музыкальная критика. Известны рецензии В. Ф. Одоевского, А. Н. Серова, В. В. Стасова, Ц. А. Кюи, Г. А. Лароша.

В 1859 году великий русский пианист и композитор А. Г. Рубинштейн основал Русское музыкальное общество, которое очень много сделало для развития музыкальной культуры. В 1862 году он добился открытия первого в стране высшего музыкального учебного заведения — Петербургской консерватории и встал во главе ее. В первом выпуске консерватории были П. И. Чайковский, крупный музыкальный критик Г. А. Ларош. Долгое время профессором этой консерватории был Н. А. Римский-Корсаков. Теперь консерватория носит его имя. В 1866 году открывается консерватория в Москве, ее основал брат А. Г. Рубинштейна — Н. Г. Рубинштейн. В этой консерватории преподавал П. И. Чайковский, а впоследствии консерватория стала имени Чайковского. В Московской консерватории обучались такие известные композиторы, как С. В. Рахманинов й А. Н. Скрябин.

Приезд в Петербург молодого композитора и пианиста М. А. Балакирева был событием поистине историческим. К этому молодому таланту тянулись молодые музыканты-любители. Он познакомился с военным инженером Ц. А. Кюи и офицером Преображенского полка М. П. Мусоргским. К ним присоединились большой знаток искусства В. В. Стасов, учащийся морского корпуса Н. А. Римский-Корса-ков, профессор химии А. П. Бородин, позднее они познакомились с П. И. Чайковским, Всех этих различных по профессиям людей объединяло одно — огромная и всепоглощающая страсть к музыке. Так .сложился кружок, известный как «Могучая кучка». Появился он только благодаря Балакиреву, его таланту, творческой смелости, внутренней силе. Члены этого общества обсуждали свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки. Особенно они ценили Глинку, Даргомыжского, Бетховена, Шумана, Берлиоза и Листа.

Именно в кружке родились идеи по написанию опер по «Слову о полку Игореве» Бородина и «Хованщина» Мусоргского.

Постепенно деятельность «Могучей кучки» принимает широкий общественный размах. В 1862 году Балакирев совместно с Г. Я. Ломакиным организовывает бесплатную музыкальную школу, дирижирует симфоническими концертами Русского музыкального общества, в которых исполнялась музыка его товарищей по кружку.

Членов «Могучей кучки» связывала тесная дружба, они всегда были готовы поделиться с другом идеями, сюжетами, прийти на помощь. Так, Балакирев и Мусоргский подсказали Римскому-Корсакову сюжеты симфонии «Антар» и оперы «Псковитянка»; Кюи и Даргомыжский подали Мусоргскому мысль об опере «Женитьба»; Бородин подарил Римскому-Корсакову сборник алжирских мелодий, откуда были заимствованы основные темы «Антара»; Мусоргский передал Римскому-Корсакову план музыкальной картины «Садко». Римский-Корсаков неоднократно приходил на помощь Бородину во время работы над оперой «Князь Игорь». После смерти своих товарищей Римский-Корсаков проделал титанический труд по завершению и оркестровке опер Мусоргского «Хованщина», «Борис Годунов», «Женитьба», оперы Бородина «Князь Игорь» (совместно с Глазуновым).

Балакиревцы восхищались красотой русской песни. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100 — Римский-Корсаков.

Деятельность «Могучей кучки» оказала очень большое влияние на развитие всей музыкальной культуры XIX века.
21 апр 2010, 13:57
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.